Иркутск 350 Год учителя Электронные
ресурсы
 

  главная / о нас / наши библиотеки /
 библиотеки выписывают / коллегам /
иркутская история
/ иркутская книга /
конкурсы
/ форум / гостевая книга

 
 
   
 

Леонид Гайдай

  известный и неизвестный
Вернуться на главную страницу  
   

ИРКУТСК В ЛИЦАХ

 

 
Имя в истории  

 
Белобородов А. П.  

 
Вагин В. И.  

 
Гаевская М. А.  

 
Гайдай Л. И.

 
Гаккель Я. М.  

 
Галазий Г. И / 2008 г.  

 
Корнилов А. А.  

 
Малых М. А  

 
Потанин Г. Н.  

 
Потанина А. В.  

 
Салацкий Н. Ф. / 2009 г.  

 
Федченко А.П.  

 
Франк-Каменецкий З. Г. (из материала "Улицы Иркутска) / 2008г.  

 
Ядринцев Н.М. / 2010 г.  

 
Якубовский В. В.  

 
Иркутск литературный  

 
Иркутское литературно-художественное объединение  

 
Балков К. Н.  

 
Бородин Л. И. / 2008 г.
 
 

 
Гайдай Л. И. / 2009 г.  

 
Гинкулов В. В. / 2009 г  

 
Жемчужников В. Б.  

 
Журавский А. / 2009 г.  

 
Зверев А. В.  

 
Змиевский А. / 2009 г.  

 
Калашников И. Т.  

 
Кобенков А.И. / 2008 г.  

 
Козлов В. В.  

 
Кунгуров Г. Ф.  

 
Лаптев А. К.  

 
Максимов В. П. / 2008 г.  

 
Михеев В. М. / 2009 г.  

 
Ольхон А. С.  

 
Перелешин В. Ф.  

 
Румянцев А. Г.  

 
Рыбаков Моисей / 2009 г.  

 
Седых К. Ф. / 2008 г  

 
Стародумов В. П. / 2008 г.  

 
Устинов С. К. / 2008 г.  

 
Другое  

 
Элоян С. Н - художник / 2009 г.  

 
Геласимов А. - писатель / 2009 г.  

 

 


«Смех Гайдая оздоровительный, он освежает, молодит… Очищаясь в нем, человек готов к новым испытаниям, которые предлагает ему суровый век».
И. Золотусский, критик

В первом разделе выставки  «Иркутское начало» собраны материалы периодической печати, освещающие детские и юношеские годы Леонида Иовича Гайдая.

Из них наибольший интерес представляют: статья Алены Богатых «Гайдай никогда не болел звездной болезнью» (СМ Номер один. 2003. 23 янв.), написанная на основе воспоминаний его одноклассника по школе № 42 (ныне лицей № 42) В. Соболя, а также комментарий Т. Коржановского «Фронтовой аттестат зрелости» к письму Л. Гайдая, опубликованный в газете «Зеленая лампа» (2000, май). Значительный интерес представляет и материал Б. Слепнева «С помощью фильмов Леонид Гайдай разыскивал школьных друзей» (СМ – Номер один. 2001.   1 нояб.).  

Тихое предместье,
Улицы в ромашках,
У домов приземистых –
Буйная сирень…   

В начале 30-х годов прошлого века из города Свободного, что на Амуре, переехала большая и дружная семья – отец, мать и трое детей. Старший, Александр, в 40-е гг. стал известным военным газетчиком, а после демобилизации – собственным корреспондентом ТАСС по Иркутской области. Александр с юности писал стихи, неоднократно публиковался в местной и центральной  печати, в 1985 г. Восточно-Сибирское книжное издательство выпустило его поэтический сборник «Расстояния». Строчки о тихом предместье – воспоминание о родительском доме по ул. Касьянова, 35 в Глазково, где прошли детские и юношеские годы Александра, его сестры Августы и брата Леонида.

Большую и дружную семью отличали взаимовыручка  и взаимопонимание, доброжелательное отношение к людям. По воспоминаниям Ларисы Васильевны Гайдай, вдовы Александра, в доме было много книг, родители воспитывали в детях тягу к учебе, знаниям. Любую творческую личность формируют не только природный талант, но и жизненные обстоятельства, целеустремленность, поддержка родных и близких. Обо всем этом рассказывают вышеперечисленные материалы, а также другие статьи, в которых сообщается о начале  творческого пути Л. Гайдая, о том, как 17-летним подростком пришел он в Иркутский драмтеатр, где в ту пору работал эвакуированный из Москвы Театр сатиры, и его карьера началась с должности рабочего смены.

Потом фронт, долгие два года солдатского труда, ранение, инвалидность, возвращение в Иркутск после 8 месяцев скитаний по госпиталям, затем вновь театр и учеба в Москве, во ВГИКе.

Связей с Иркутском, родственниками, друзьями Леонид Иович не терял. Именно в Иркутске родилась идея и сценарий фильма «Пес Барбос и необычный кросс», фильма, который был закуплен 80 странами мира. Как отмечает Лариса Васильевна Гайдай, «Иркутск, отчий дом в Глазково были дороги ему всегда. Из Москвы, со съемок, которые шли в то время то в Крыму, то в Баку, то в Америке, постоянно шли письма домой. А после сдачи очередной картины стало традицией навещать родных…

И вот в Иркутске (а лето выдалось дождливое, на глазковских улицах развезло грязь и не хотелось бродить, как обычно, по городу) он одним пальцем начал выстукивать на старенькой пишущей машинке сценарий фильма «Пес Барбос и необычный кросс». Так и остались в футляре его машинки наброски кадров и черновики титульного листа, с которого вошла в историю кино знаменитая троица – Трус, Балбес и бывалый (Вост.-Сиб. правда. 1998. 31 янв. С.10).  

А жена Гайдая, актриса Нина Павловна Гребешкова, отмечает: «Иркутск для Лени – это было святое. Все, начиная от мальчишеских воспоминаний о том, как он ездил в школу от родительского дома на одном коньке…

В Иркутск Леня ехал при любой возможности. Он был влюблен в этот город, в свой первый и единственный театр. Это было для него удовольствием, настоящим праздником» (Господин Смех – иркутское начало //Зеленая лампа. 2000. № 10.    С. 20).

Память о Леониде Гайдае в нашем городе хранят, его помнят и ценят. О том, как будут организованы дни памяти режиссера, сообщает газета «Иркутск» (2003, 24 янв.): «КДЦ «Художественный», где основан центр российской кинематографии имени Л. Гайдая, 3 февраля организует большой киновечер с участием гостей, среди них – Н. Гребешкова и один из близких его друзей кинорежиссер Евгений Цимбал, снявший документальный фильм «Леонид Гайдай: от великого до смешного». На доме, где жила многие годы семья Л. Гайдая, и на лицее № 42, где он учился, будут открыты мемориальные доски. В Музее истории города, лицее № 42 собираются материалы (фотографии, письма и т.п.), связанные с Иркутским периодом жизни Л. Гайдая. Учащиеся лицея пишут рефераты о творчестве братьев Гайдай, один из рефератов представлен на выставке. 

2-й раздел выставки «Смех – дело невеселое» включает материалы, анализирующие мастерство кинорежиссера, достоинства и просчеты его комедий. Представленные в разделе публикации включают лишь часть работ, посвященных творчеству нашего земляка.

В первую очередь, это книга кинокритика И. Фролова «В лучах эксцентрики», увидевшая свет в 1991 г. Еще ранее, в 1980 г., в книге автора  многих работ по кинематографу М. Зака «Кино: Личность и личное» исследовался вопрос о соотношении и решающем значении влияния личности режиссера на характер героев снимаемых им фильмов. Почти после каждого фильма, снятого Л. Гайдаем, на страницах газет возникали дискуссии, зачастую режиссера необоснованно упрекали в искажении действительности и изображении жизни в черном цвете.

Если суммировать продолжительность всех его комедий, то получится приблизительно 24 часа. Веселые сутки для миллионов зрителей, часы смеха до слез и гомерического хохота. Как отмечают в статье «10 минут, которые потрясли мир» Ю. Гейко и И. Гневашев: «…у Леонида Гайдая не было ни единой картины, которая бы не резалась, кусками не переснималась, не переозвучивалась» (Комс. правда.   1993. 24 нояб.).  А между тем, замечают авторы статьи «Исторический 1961 год: обмен денег, полет Гагарина, «Пес Барбос и необычный кросс», десять минут, которые тоже потрясли мир. Этот маленький ролик наполучал кучу призов, его купили более 80 стран мира, наши дипломаты держали его в сейфах и важные встречи с иностранцами начинали с демонстрации этого фильма… Если бы Леонид Гайдай не сделал в жизни ничего больше, то все равно стал бы классиком. Но впереди были «Самогонщики», «Деловые люди», «Операция «Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию», «На Дерибасовской хорошая погода». 

Творческий портрет кинорежиссера «Гайдай – известный и неизвестный» дается в статье А. Семенова (Вост.-Сиб. правда. 1993. 30 янв. С. 10).

В последние годы опубликовано немало материалов, рассказывающих о творческой  лаборатории кинорежиссера, о том, как снимались его фильмы. В их числе – статьи М. Станиславчик «Народных много, а Гайдай – один» (Ирк. губерния. 2002.  15 нояб.   С. 51 53), Б. Слепнева «Большое «ху» и другие приключения Шурика (Копейка. 2002. 15 нояб. С. 4). Ряд статей, представленных на выставке, опубликован в периодике 60-х – 80-х гг. Это ксерокопии, переданные Ларисой Васильевной Гайдай Музею истории г. Иркутска. Одна из них представляет интерес потому, что на ней сохранилась личная подпись Л. Гайдая на фото: «Это я». Здесь же приводятся социалистические обязательства съемочной группы «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (Сов. культура. 1965. 17 марта).  

В 3-м разделе книжной выставки «Истоки» представлены книги, по которым создавались некоторые фильмы Л. Гайдая. Это В. Короленко (фильм «Долгий путь», 1956); О. Генри «Деловые люди» (фильм «Деловые люди», 1963); И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев» (одноименный фильм, 1971); М. Булгаков «Иван Васильевич» (фильм «Иван Васильевич меняет профессию», 1973); Н. Гоголь «Ревизор» (фильм «Инкогнито из Петербурга», 1979).

Здесь же представлена книга стихов его брата Александра «Расстояния», в которую автор включил стихи тревожной военной молодости и стихи, написанные в 7080-е годы. Знакомство с поэтическим  творчеством А. Гайдая поможет глубже понять киношедевры его младшего брата, ибо через годы и расстояния братья пронесли идеалы и жизненные цели, которые были им присущи с юности.

 

Издания о Гайдае:

1.      Богатых А. Гайдай никогда не болел звездной болезнью // СМ Номер один. – 2003. № 3, 23 янв.

2.      В Иркутске появятся Трус, Бывалый и Балбес // Ирк. губерния. 2002. № 3. – С. 7.

3.      Гаврилова Е. Братья Александр и Леонид Гайдай [реферат ученицы 11 “г” кл.,  лицея № 42 ВСЖД; научн. рук-ль  Томилова Т. П.]

4.      Гайдай Л. «Лично я за комедию смешную…» // Вост.-Сиб правда. – 1998. – 31 янв. – С. 10.

5.      Господин смех – иркутское начало // Зеленая лампа. – 2000. № 10. – С. 20.

6.    Славицкая А. Леониду Гайдаю в Иркутске откроют мемориальную доску // Комс. правда. – 2003. – 15 янв.

7.      Слепнев Б. С помощью фильмов Леонид Гайдай разыскивал школьных друзей // СМ Номер один. – 2001. № 206, 1 нояб. – С. 6 7. 

8. «За  спичками» // Сов. экран. – 1980. № 17.

9. Зак М. Человек в целом // Зак М.  Кино: личность и личное. – М., 1980. – С. 132 138.

10. «Иван Васильевич меняет профессию» // Моск. рабочий. – 1973. – 22 сент.

11. Колганов А. Балбес, Трус и Бывалый родились в Иркутске // Говорит и показывает Иркутск. – 2000. № 50, 8 дек. – С. 3.

12. Леонид Гайдай // Ирк. экран. – 1985. – авг.

13. Лунькова О. «Леонид Гайдай, которого я всю жизнь терпела» //Огонек. – 1998. №5, февр. – С. 46 49.

14. Семенов А. Гайдай – известный и неизвестный // Вост.-Сиб. правда. – 1993. – 30 янв.

15. Семенов А. Его призвание – комедия // Вост.-Сиб правда. – 1983. – 29 янв.

16. Слепнев Б. Большое  «ху» и другие приключения Шурика // Копейка. – 2002. № 45, 15 нояб. – С. 4.

17. Станиславчик М. «Народных» много, а Гайдай – один» // Ирк. губерния. – 2002. № 2. – С. 51 53.

18. Ханютин Ю. Воскрешение «Комической» // Сов. кино. – 1965. – 31 июля.

19. Харитонов А. Смешить людей – дело невеселое // Честное слово. – 2000. № 4 (17 24 нояб.).

20. Гайдай А. Расстояния. – Иркутск. 1985. – 96 с., ил 

21. Гайдай Л. Киноэнциклопедический словарь. – М, 1986. – С. 87.

22. Зеленина М. Е. Советское киноискусство. Библиогр. указ. – М., 1980. Книга имеется в б/ф. № 1, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 13, 14.

НАЗАД

 

     
     
 

Разработка и дизайн - Оксана Цепилова