Иркутск 350 Год учителя Электронные
ресурсы
 

  главная / о нас / наши библиотеки /
 библиотеки выписывают / коллегам /
иркутская история
/ иркутская книга /
конкурсы
/ форум / гостевая книга

 
 
   
 

Яков Модестович Гаккель

   
Вернуться на главную страницу  
   

ИРКУТСК В ЛИЦАХ

 

 
Имя в истории  

 
Белобородов А. П.  

 
Вагин В. И.  

 
Гаевская М. А.  

 
Гайдай Л. И.  

 
Гаккель Я. М.

 
Галазий Г. И / 2008 г.  

 
Корнилов А. А.  

 
Малых М. А  

 
Потанин Г. Н.  

 
Потанина А. В.  

 
Салацкий Н. Ф. / 2009 г.  

 
Федченко А.П.  

 
Франк-Каменецкий З. Г. (из материала "Улицы Иркутска) / 2008г.  

 
Ядринцев Н.М. / 2010 г.  

 
Якубовский В. В.  

 
Иркутск литературный  

 
Иркутское литературно-художественное объединение  

 
Балков К. Н.  

 
Бородин Л. И. / 2008 г.
 
 

 
Гайдай Л. И. / 2009 г.  

 
Гинкулов В. В. / 2009 г  

 
Жемчужников В. Б.  

 
Журавский А. / 2009 г.  

 
Зверев А. В.  

 
Змиевский А. / 2009 г.  

 
Калашников И. Т.  

 
Кобенков А.И. / 2008 г.  

 
Козлов В. В.  

 
Кунгуров Г. Ф.  

 
Лаптев А. К.  

 
Максимов В. П. / 2008 г.  

 
Михеев В. М. / 2009 г.  

 
Ольхон А. С.  

 
Перелешин В. Ф.  

 
Румянцев А. Г.  

 
Рыбаков Моисей / 2009 г.  

 
Седых К. Ф. / 2008 г  

 
Стародумов В. П. / 2008 г.  

 
Устинов С. К. / 2008 г.  

 
Другое  

 
Элоян С. Н - художник / 2009 г.  

 
Геласимов А. - писатель / 2009 г.  

 

 


(12.05.1874 12.12.1945)

12 мая  1874 года в семье военного инженера в Иркутске родился Я. М. Гаккель — одна из видных и ярких фигур в истории развития техники России. Он окончил Петербургский электротехнический институт в 1897 году. Будучи студентом последнего курса, принимает участие в революционном  движении и подвергается аресту. Окончить институт ему было разрешено при условии дальнейшей работы в отдаленных местах Сибири. Он выбрал Бодайбо, где на одном из приисков на реке Ныгре дала в 1896 году ток первая в Восточной Сибири и вторая в России (после Зыряновской ГЭС на Алтае) гидроэлектростанция мощностью 300 кВт. Гаккель принимал участие в прокладке от ГЭС  до приисков первой в России высоковольтной линии в электропередачи, участвовал в  открытии первой в России электрифицированной железной дороги.

В 1905 году Якову Модестовичу было разрешено вернуться в Петербург, где он начал работать на постройке трамвая и одновременно преподавать в Электротехническом институте. Начало ХХ века ознаменовалось бурным развитием как мирового, так и отечественного  самолетостроения, было много поисков и оригинальных конструкторских решений. Заинтересовался самолетостроением и Яков Модестович.

В 1909 году вместе с С. С. Щетининым в небольшом сарае ангаре на Коломяжском ипподроме Гаккель начал постройку самолета по своему проекту. Вскоре совместно с С. Щетининым они организовали Первое Российское товарищество воздухоплавания на паевых началах. Однако Гаккель участвовал в делах непродолжительное время не сойдясь во взглядах с компаньонами, он вышел из товарищества. 

Получив от акционерного общества «Вестингауз» солидную премию за работы по петербургскому трамваю, он практически всю ее истратил на постройку самолета. Всего в 1909 1924 гг. он спроектировал около полутора десятков самолетов различных типов и назначения, десять из которых были построены, а шесть успешно летали.

4 декабря 1910 года он экспонировал на Первой Международной воздухоплавательной выставке в Петербурге первый в России самолет-амфибию, за который Русское техническое общество удостоило Я. М. Гаккеля серебряной медали.

С 1911 года самолет Гаккеля пилотировал известный летчик-испытатель Г. В. Алехнович. На аэроплане «Гаккель-VII» он впервые совершил перелет из Гатчины в Петербург, а 9 октября выполнил на этом самолете ряд сложных полетов перед военной комиссий, которая решила приобрести этот биплан для армии и выдать его конструктору поощрительный приз в 8000 рублей.

«Гаккель-VII» на второй Международной выставке воздухоплавания получил Большую золотую медаль. После закрытия выставки Г. В. Алехнович принимал участие в соревнованиях различных типов самолетов («Флагман», «ЛЯМ»), установил русский рекорд высоты полета для бипланов (1250 м), рекорд продолжительности полета (56 мин, 56 с), совершал он и ночные полеты.

К сожалению, опытные модели самолетов Гаккеля в промышленное производство не поступали. Их судьба была печальной. Так, «Гаккель-VII», который перегнали на военный аэродром, был там оставлен без присмотра, потому что инструкторы школы, привыкшие к «фарманам», не захотели осваивать незнакомый им самолет. Даже воду из радиатора забыли слить, и при первом морозе лед разорвал мотор, нового мотора не оказалось, отремонтировать новую модель не сумели, и самолет был сдан на слом.

Сам Гаккель в это время был занят построением новых моделей, на которых Г. В. Алехнович совершил несколько удачных демонстрационных полетов с пассажирами в Гатчине, Вязьме, Смоленске, Томске, Курске. В конце 1912 года в мастерской Гаккеля произошел пожар, возможно, это была диверсия его конкурентов, и две последние модели самолетов были уничтожены. Я. М. Гаккель не имел средств на восстановление мастерской и постройку самолетов; получить средства для финансирования ему не удалось.

Не найдя финансовой поддержки, Я. М. Гаккель был вынужден прекратить активную деятельность в авиации, хотя не оставил разработок новых моделей. Уже в 1921 году разработал модель пассажирского самолета на 25 30 человек, однако в условиях разрухи после гражданской войны   построить эти модели не удалось. Яков Модестович был вынужден искать другую сферу применения своего незаурядного таланта: он занялся тепловозами и здесь достиг больших успехов, явившись пионером новой тогда для нашей страны области техники.

По проекту Гаккеля и под его руководством был построен первый в СССР и один из первых в мире мощный тепловоз, который в 1924 году прошел успешные испытания и был запущен в производство. Яков Модестович стал  преподавателем Института инженеров железнодорожного транспорта, написал много научных работ, ему было присвоено звание Заслуженного деятеля науки и техники. Сменив направление своей деятельности, он продолжал интересоваться авиацией. В январе 1938 года в письме к летчику М. В. Водопьянову, вывезшему в 1934 году из лагеря О. Ю. Шмидта на льдине его сына, Якова Яковлевича Гаккеля (кстати, известного гидролога-челюскинца, в честь которого назван хребет в Арктике), он писал: «Кончая свой жизненный путь и подводя итоги к 40-летнему юбилею моей инженерной деятельности, я больше всего сожалею, что забросил самолетостроение».

К сожалению, имя Я. М. Гаккеля иркутянам практически не известно, хотя в нашем городе есть высшие учебные заведения, готовящие специалистов-авиаторов и инженеров-железнодорожников, есть мощный авиазавод. Не удалось найти и сведений об иркутском и бодайбинском периодах жизни Якова Модестовича. Возможно, будущим исследователям-краеведам удастся это сделать.

Ресурсы:

http://www.airwar.ru/enc/law1/gakkel.html  Статья о самолетах Гаккеля

http://eroplan.boom.ru/shavrov/chr2/early/gakk1.htm  подробная статья о работах Гаккеля

Издания о Гаккеле:

Я. М. Гаккель Биограф. Справка // БСЭ. — 3-е изд. — М., 1974. — Т. 6. — С. 50.

Авиация в России: Справочник / М. В. Келдыш, Г. П. Свищев, С. А. Христианович и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1988. — С. 244 — 250., портр.

Бодайбо золотая столица Сибири: ОАО «Лензолото» — 80 лет / Ред.-сост. И. С. Красиков. — Хабаровск, 2001. — С. 25

Чарноцкая Л. П. Железная дорога от А до Я. — М., 1990. — С. 159 

Шавров В. Б. История конструкции самолетов в СССР до 1938 г. (Материалы к истории самолетостроения). — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М., 1978. — С. 49 – 56; С. 115 — 116.

НАЗАД

 

     
     
 

Разработка и дизайн - Оксана Цепилова