Иркутску 350

Год учителя Электронные
ресурсы
 

  главная / о нас / наши библиотеки /
библиотеки выписывают
/ коллегам /
иркутская история
/ иркутская книга /
конкурсы
/ форум / гостевая книга

 

 
 
   
  Где учились благородные девицы Иркутска?
   
Вернуться на главную страницу  
   

ИРКУТСКАЯ ИСТОРИЯ

 

 
Исторический лекторий

 


 
Где учились благородные девицы Иркутска?


 
Предместье Рабочее. Страницы истории  

 
Города - побратимы Иркутска  

 
Промышленность Иркутска: история и современность  

 
Иркутск - юбилею Н.В. Гоголя. Обзор по материалам одноименной книжной выставки  

 
Общая судьба, общая память, общая боль ( К 20-летию клуба «Встреча»)  

 
Амурские ворота  

 
Культура бурятского народа: история и современность  

 
 История балов в России и Иркутске  

 
Иркутск Жюля Верна  

 
От "Власти труда" до "Восточно-сибирской правды"  
   
"Возвращение Александра". История памятника императору Александру III  

 
Новогодние праздники  иркутян 19-го века  

 
Меценаты и благотворители  

 
Символика г. Иркутска  

 
Иркутск в историко-краеведческой литературе  
   
   

 

 

 

Иркутский Год учителя

 К 350-летию Иркутска

165 лет иркутскому
институту благородных девиц

В системе образования России институты благородных девиц выделяются как одна из интересных и заметных форм просветительской деятельности.

«Институты благородных девиц, ведущие начало от Смольного, с 1764 года, проходившие «по ведомству императрицы», собирали, с одной стороны, дочерей из дворянских семей, а с другой – девочек из так называемых разночинных фамилий, отличившихся в учёбе в обычных гимназиях или обнаруживших при экзамене - собеседовании наилучшее развитие… Элитарность девичьих институтов, безусловно, ставила их в особый ряд образовательных заведений. Институты благородных девиц были гарантией довольно благополучного устройства судьбы воспитанниц и в личном, и в общественном смысле: выпускницы становились фрейлинами при дворе Его императорского Величества; институтское образование подчас играло роль нематериального, конечно, но выгодного приданого невесты; наконец, учительская стезя (кстати, почтенная и уважаемая в России), широко открытая для выпускниц институтов благородных девиц, обеспечивала им и средства к жизни, и положение в обществе» (Колесникова Г. Белые лебеди… -  С. 149).

Здание Института

Иркутск, будучи культурным центром Восточной Сибири, всегда славился разнообразием учебных заведений. До революции для детей богатого сословия были открыты двери губернской гимназии, кадетской школы, духовной и учительской семинарий. Иркутяне, которые не отличались высокими доходами, отдавали своих отпрысков учиться в Базановский воспитательный дом. Сироты воспитывались в сиропитательном доме.

Институт благородных девиц в Иркутске занимал особое место. Его создание позволило девушкам благородного происхождения получить должное образование, не выезжая за пределы сибирского края. Последний факт, без всякого сомнения, приблизил наш город по уровню культурного развития к городам европейской части России. До открытия института получить хорошее образование в Иркутске могли только юноши.

Идея создания института принадлежит генерал-губернатору Восточной Сибири Вильгельму Руперту. В 1840 году он, уезжая в Петербург по служебным делам, захватил с собой устав будущего учебного заведения и представил его для рассмотрения в Собственную Императорского Величества Канцелярию. К Уставу прилагалась записка, в которой указывалось, что «несмотря на существование в Москве и Петербурге учебных заведений для воспитания благородных девиц, иркутяне не могли отправить туда дочерей, в силу ли ограниченности состояния или же нежелания расставаться на столь длительный срок со своими детьми». Для рассмотрения данного вопроса понадобилось два года. Устав был одобрен с небольшими изменениями в августе 1842 года.

Институт поистине стал детищем всего Иркутска. На постройку деревянного здания  по ул. Шелашниковской (Октябрьской революции), около реки Ушаковки,  поступило пожертвований на сумму 83 135 рублей. Деньги пожертвовали золотопромышленники Асташев, Машаров, Герасимов, Горохов, Малявинский, купец Власевский.

1 июля 1845 года институт благородных девиц распахнул свои двери для первых его воспитанниц. Первоначально учиться в институте допускались только дочери дворян.  Затем контингент учащихся расширился – разрешалось принимать дочерей купцов 1-й и 2-й гильдий, инородцев знатных фамилий, детей отличившихся чиновников.

Всего в институт было приято 70 воспитанниц. Ряд учениц содержались в институте за счет различных стипендий. Первыми его воспитанницами можно считать Ольгу и Екатерину Галкиных – дочерей надворного советника из г. Красноярска.

Деятельностью института руководил Совет, председателем которого до 1866 г. являлся генерал-губернатор. По окончании института неимущим воспитанницам Совет выделял от 30 до 50 рублей серебром.

Всех девочек распределили на два класса. В первый младший  принимали   девочек в возрасте от 10 до 12 лет, во второй - девочек старше 12 лет. Они обучались в Институте на протяжении года,  домой уезжали лишь на каникулах.

Первоначальный годовой расход на содержание института исчислялся суммой 14 700 рублей. Плата за обучение составляла 100 рублей в год, впоследствии плата увеличилась до 360 рублей в год. Уроки музыки оплачивались отдельно.

Первой начальницей Института была назначена вдова чиновника Каролина Карловна Козьмина, известная как наставница детей декабристов. Среди воспитанниц института благородных девиц были дочери декабристов: С. П. Трубецкого – Елизавета и Зинаида, внучки Н. А. Бестужева – Екатерина и Наталья Гомбоевы, дочь В. Ф. Раевского – Софья.

Конечно, не всё в жизни института проходило гладко. Как показало время, выбор места под строительство институтских корпусов оказался неудачным: на берегу Ушаковки было довольно сыро, вблизи находились кузницы, также по соседству  располагалась местность, предназначенная для вывоза нечистот.

Сам корпус института оказался недостаточно теплым. Со временем здание осело и  штукатурка потолков начала обваливаться. Здание института, будучи деревянным, представляло немалую опасность в пожарном отношении.

В феврале 1850 года, как бы в подтверждение этого факта, в институте произошел пожар, в результате которого сгорел флигель, в котором помещались больница, кухня и квартира эконома (ныне на месте старого здания института находится супер-маркет «Багира»).

Встал вопрос о постройке нового каменного здания. Пока же учебное заведение могло рассчитывать только на ремонт имеющегося помещения. Но институту повезло на людей, которые всячески помогали созданному с большой любовью детищу Иркутска. Во время капитального ремонта институт переехал на дачу купца Е. А. Кузнецова. Известный иркутский меценат предоставил ее для воспитанниц безвозмездно. Через месяц после пожара, 17 марта 1850, Е. А. Кузнецов вручил начальнику совета института генерал-губернатору Н. Н. Муравьеву-Амурскому  билет государственного коммерческого банка на 110 299 рублей серебром. Выделенные деньги предназначались для приобретения земельного участка и возведения на нем каменного здания института. Местом для нового здания была избрана расположенная на берегу Ангары и принадлежавшая городу часть территории бывшего комендантского дома – ныне здание Института математики, экономики и информатики ИГУ, бульвар Гагарина, 20

Город уступил институту бесплатно не только землю, но и находившееся на ней здание. Кроме того, были скуплены смежные места и постройки. 28 августа 1855 года был ознаменован закладкой фундамента нового здания института благородных девиц. Автором проекта здания института был иркутский архитектор А. Е. Разгильдеев. Строительство продолжалась пять лет. 14 июля 1861 года институт переехал в новое каменное помещение. 27 июля, в день рождения императрицы Марии Александровны, прошло освещение институтской церкви. Иконостас и утварь были перенесены из прежнего храма. Княжны Трубецкие пожертвовали необходимые для храма вещи. Прежнее здание позже перешло во владение кадетской школы, открытой в 1888 году.

Проект института архитектор продумал тщательно, разделив каждый из этажей здания особым коридором. На нижнем этаже размещались комнаты классных дам, учительская, столовая, кухня, баня и прачечная. Второй этаж предназначался для рекреационного зала, учебных классов, музыкальных комнат и библиотеки. На третьем располагались церковь, комната для горничных, дортуары. «Кроме главного здания, на этой территории размещались и служебные помещения – лазарет, погреб, людская, кухня, квартиры священника и эконома. На Троицкую улицу [ныне улица Пятой Армии] выходили огород, дровяник и ряд служб. При институте был большой, ухоженный парк, засаженный елями, в котором было три длинные аллеи, газоны с васильками, площадки для игры  в крокет и волейбол… В парке находилась искусственная горка, на которой цвели летом цветы, зимой горку заливали льдом и устраивали катания…» (Терновая И. И.. «Иркутянка …». Иркутск, 2007.  С. 53).

В 1896 году Девичий институт Восточной Сибири поменял свое название на «Иркутский институт императора Николая I». Это было сделано по высочайшему повелению императрицы Марии Федоровны в честь 50-летия организации института.

Институт являлся закрытым учебным заведением по типу привилегированных дворянских учебных заведений. Со временем в его штат влились профессора из Москвы. В число предметов преподавания входили: закон божий, арифметика, история, география, всеобщая российская грамматика, словесность, французский язык, естественная история, физика, чистописание, рисование, рукоделие, пение, музыка. Срок обучения составлял 6 лет, хотя считался трехклассным, т. к. в то время каждый класс был двухгодичным. Оценки ставились по 12-бальной системе. Один раз в неделю были уроки танцев и гимнастики.


Бал-маскарад в Иркутском институте благородных девиц
имени императора Николая I. 1903 г.

В Институте строго выполнялся распорядок дня. Девочки вставали в шесть утра, после утренней молитвы был легкий завтрак. Ученицы повторяли уроки, с десяти часов начинались классные занятия, в двенадцать обедали, затем играли, отдыхали. После обеда, с двух до пяти, опять занимались в классах, затем полагался час на чаепитие, отдых. В шесть часов приступали к подготовке уроков, в восемь ужинали, далее шли на вечернюю молитву, а затем ложились спать.

Учащиеся носили строгую форму – платье с рукавами по локоть, белые нарукавники, перелины и фартуки. Учительницы и воспитательницы носили строгие, тёмного цвета платья или «английские»  костюмы синего цвета, прислуга – платья в тёмную и светлую полоску.

Институтки не только учились. Они посещали Иркутский городской театр, участвовали в художественной самодеятельности. Полученные за концерты самодеятельности и литературно-музыкальные вечера денежные сборы шли на поддержку малообеспеченных воспитанниц.

Устав института требовал, чтобы воспитанницы за период пребывания в заведении никуда не отпускались, за исключением болезни или смерти родителей. Свидания с родными разрешались по воскресеньям и праздникам в определённые часы и в присутствие классной дамы.

«Закрытость института приводила к тому, что в общественном сознании складывался образ выпускницы, как некоего эфирного создания, меж тем, как сложившаяся система образования не только давала знания, но и закаляла характер, давала развитие внутренней самостоятельности, чувство собственного достоинства. Неслучайно поэтому в газете «Сибирь» в 1875 г. был дан своеобразный портрет иркутской институтки: «На долю иркутской институтки выпала в сибирском обществе также миссия, какую когда-то вообще выполняла институтка в русском обществе. Не в избранном кругу, не в блеске местного светского общества проявилось истинное предназначенье институтки: в большинстве она попадала в квартиру мелкого чиновника или в дом разбогатевшего купца… Она вносила в эту среду новые понятия, потребность умственной жизни, гуманность отношений и доходящее до самоотвержения чувство долга. Она становилась лицом к лицу с жизнью старого сибирского общества и вступала в борьбу с нею… Её понятия, её взгляды на жизнь переходили от неё к детям. Не было своих детей, она сообщала эти понятия чужим. Институтка проникла во все, самые тёмные и дальние закоулки сибирского общества. От устьев Амура до глубины киргизских степей, везде вы найдёте иркутскую институтку. И везде она одна и та же, везде скромно, незаметно даже для самой себя, служит великому делу развития общества» (Терновая И. И. «Иркутянка…». С. 58-59)

Декабрьские события 1917 года внесли изменения в его размеренную жизнь института благородных девиц. Институт перешел в ведение Советов народных депутатов.

Учебное заведение  оказалось в центре боевых действий -   баррикадировались залы, воспитанницы вынуждены были ночевать в перевернутых столах и на полу. Все здание института находилось в огненном кольце. Находившийся рядом Белый Дом (бывший дом губернатора) – оплот большевиков, обстреливали  из нескольких точек юнкера. Снаряды перелетали через крышу. Все здание института было изрешечено пулями, стекла были повсюду выбиты. После этих событий на некоторое время воспитанницы были распущены по домам.

После ремонта здания ученицы вернулись к учебе. Позже вышел Циркуляр Народного Комиссара по призрению – А. Коллонтай – о реорганизации управления в учебных заведениях, подобных Институту благородных девиц. Всеми делами института должен был управлять специально созданный комитет.

Место начальницы А. П. Моллериус заменила член РКП (б) О. И. Патлых. А в мае 1918 года воспитанниц института перевели в сиропитательный дом.

Девочек стали учить уже другим наукам. Исходя из коммунистических представлений о трудовом перевоспитании благородных девиц, их, например, учили убирать комнаты, мыть полы, печь хлеб. В этом же году на основании декретов  советской власти уникальная институтская библиотека была переведена в научную библиотеку вновь созданного Иркутского госуниверситета. Ему же в 1920 году было передано и само здание. Институт благородных девиц прекратил свое существование, но память об учебном учреждении, ставшим для города значимым как в культурном, так и в образовательном отношении, осталась.

 

Литература:

Дулов А. Здание бывшего девичьего института как памятник истории // Земля Иркутская. — 2005. — № 2. — С. 20-27.

Козлов И. Улица жён декабристов // Аргументы и факты. – 2010. - № 34. – (АиФ в Иркутске. - С. 15).

Колесникова Г. Белые лебеди : из записок воспитанниц института благородных девиц // Москва. – 1993. - № 3. – С. 149-172.

Кузнецова В. Где учились благородные девицы / В. Кузнецова, Л. Устюжанина // Иркутск. — 2004. — 12 сент. — С. 6.

Медведев С. Иркутск на почтовых открытках: альбом-каталог. -  М., 1997. — С. 259 -265.

Шинкарева А. Дорога в будущее: путеводитель по школам Иркутска прошлого и настоящего, от века XVIII к веку XXI. — Иркутск. 2002. — С. 24-27.

Терновая И. И. Иркутянка: портрет на рубеже веков (конец XIX – начало XX вв.). – Иркутск, 2007. – С. 46-61 : ил.

Терновая И. И. Образовательные заведения города Иркутска во второй половине XIX - начале XX веков / И. И. Терновая, И. В. Терновой. — Иркутск, 2009. — С. 112-127,156.

 

Составители:
Вера Кузнецова, Елена Кустова 
18.11.2010
 

 

     
     
 

Разработка и дизайн - Оксана Цепилова