Иркутску 350

Год учителя Электронные
ресурсы
 

  главная / наши библиотеки /
 библиотеки выписывают / коллегам /
иркутская история
/ иркутская книга /
конкурсы
/ форум / гостевая книга

 
 
   
  «Известия Иркутской городской Думы»
  к 125-летию издания
Вернуться на главную страницу  
   

ИРКУТСКАЯ ИСТОРИЯ

 

 
Исторический лекторий

 


 
«Известия Иркутской городской Думы»
К 125-летию издания


 

 

 

 

:: 30.03.2011

29 июля 1885 г. Иркутской городской Думе и управе было разрешено издавать «с дозволения предварительной цензуры» журнал под названием «Известия Иркутской городской Думы».

В предисловии к первому номеру журнала было отмечено: «Известия Иркутской городской Думы» имеют целью знакомить читателей с положением и ходом городских общественных дел, а также служить справочною книгою по всем вообще вопросам, имеющим отношение к городскому самоуправлению».

Излагалась и программа, по которой было разрешено издавать «Известия…». Она включала следующие положения о публикации документов и материалов:

1. Распоряжения правительства.
2. Обязательные постановления Думы.
3. Личный состав городского общественного самоуправления и перемены в нём.
4. Доклады Управы, известия, подготовленные комиссиями, известия о заседаниях Думы и комиссий и их протоколы.
5. Сведения и отчёты о состоянии городских общественных учреждений и городского хозяйства.
6. Сметы городских доходов и расходов.
7. Объявления.

«Известия…» выходили с 1886 по 1913 год с периодичностью два раза в месяц, тираж их был 100 экз., подписная цена – 4 рубля.

По сути своей «Известия…» - первое доступное для жителей города справочно-информационное издание, с которым они могли познакомиться в городской публичной библиотеке (ныне ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского), если не имели возможности подписаться на него. «Известия…» раскрывали для иркутян практически все вопросы организации городской жизни. Для историков это поистине неоценимый кладезь сведений о развитии города в конце XIX- начале XX веков.

Редакторами «Известий…» в разное время были иркутские городские головы и видные гласные городской Думы: В. П. Сукачёв, В. И. Вагин, В. В. Жарников, Б. П. Шостакович,
П. Я. Гаряев, А. А. Юзефович, И. Ф. Исцелёнов, А. П. Артюшков, К. М. Жбанов.

В 1913 г. журнал был реорганизован и переименован в «Вестник Иркутского городского общественного управления» и под этим названием выходил до 1916 г.

Листая подшивки журнала разных лет издания, можно узнать много любопытных и интересных сведений о жизни города. Привлекают внимание сведения, рассказывающие о бытовых условиях жизни иркутян прошлых веков, тех, которые мы ныне именуем аббревеатурой «ЖКХ».

Вот некоторые из этих сведений, отражённых на страницах «Известий…»:

После опустошительного пожара 1879 года в городе уделялось серьёзное внимание вопросам пожарной безопасности. В марте 1880 г. центральная часть города была разделена на пожарные участки, в каждом из которых зажиточные горожане сооружали на своих усадьбах водокачки. В мае 1890 г. вопрос об организации городского водопровода рассматривался на заседании Думы, но проект, предложенный архитектором В. А. Рассушиным по строительству водокачек, осуществлён не был.

Зимой на Ангаре и Ушаковке делали проруби двух видов: для забора питьевой воды и для хозяйственных нужд (полоскания белья и проч.). Существовали даже специальные обогреваемые и освещаемые будки для полоскания белья с отоплением железными печами. К примеру, у дома генерал-губернатора и у Троицкого перевоза (в районе нынешнего старого моста через Ангару), было ежедневное освещение до 8 часов вечера.



 

В 1893 г. Дума утвердила правила, по которым осуществлялся в городе водовозный промысел. Этим промыслом мог заниматься любой человек, имеющий в городе вид на жительство и лицензию городской управы. Вместе с разрешением, водовоз получал два жестяных номера. Водовоз должен был всегда чисто одет, носить фартук. Бочки должен был иметь лиственничные или кедровые, хорошего качества и без шпаклёвки, с медным или цинковым, обязательно чистым, краном. Воду следовало набирать исключительно в указанных управой местах. Вода должна быть всегда чистая и свежая, для чего бочки предписывалось два раза в неделю мыть. За исполнением этих правил следил чиновник городской управы, который не реже одного раза в месяц проводил инспектирование.

В начале XX века в городе появляются канализационные трубы. В основном канализацией оснащаются частные дома и склады. Существовала и небольшая городская канализационная сеть, принадлежащая акцизному управлению для отвода дождевых вод с улицы. Специально для поливки улиц устанавливались поливные краны.
Их насчитывалось до 30 штук. Краны эти были собственностью граждан.

Губернский город не мог не иметь транспорта. В Иркутске конца XIX - начала XX вв. транспорт был развит слабо. Переправы через Ангару осуществлялась на плашкоутах и карбазах (подобие парома). По городу пассажиров перевозили извозчики.

Городская Дума определяла места стоянок, они сдавались в наём с торгов. Были определены правила перевозок и требования к извозчикам. Извозчиков было в городе около 260, а стоянок – 21. Каждый извозчик должен был иметь при себе знак на право извоза. Он представлял собой латунную табличку, на которой обозначался год уплаты сбора и номер.

В соответствии с правилами извозчики для перевозки должны были использовать обученных смирных подкованных лошадей. В холодные дни на стоянках их следовало накрывать попонами. Извозом запрещалось заниматься несовершеннолетним, плохо говорящим по-русски. Извозчик должен был быть трезвым, вежливым с пассажирами в любой ситуации.

На основании «Правил…» извозчики должны были соблюдать порядок и чистоту в местах стоянок: не шуметь, периодически подметать улицу от навоза, кормить лошадей из специальных торб, не гонять по улицам, даже, если пассажиры их об этом просят. Раз в год лошади и экипажи проходили своеобразный "техосмотр", который осуществляла полиция при участии извозничьих старост.

На рубеже веков появился в Иркутске новый вид транспорта - двенадцатиместные омнибусы, запряжённые лошадьми. Их можно считать тогдашними "маршрутками". На страницах "Известий Иркутской городской Думы" можно найти цены на проезд в омнибусах, утверждённые городской властью. Они были такими: проезд днём в Вознесенский монастырь - 1 рубль 25 копеек, на дачи по Иркуту - 80 копеек, на дачи по реке Кае - 1 рубль 50 копеек, в Лисиху - 60 копеек днём и 80 ночью.

14 февраля 1913 г. Дума вводит новые тарифы для пассажирских перевозок. Они были обязательны для всех, независимо от уровня предоставляемого "сервиса", то есть качества экипажей и лошадей. Плата за проезд была следующая: за поездку в город в нижней его части - 25 копеек днём и 50 ночью, из города в Глазковское предместье - 90 копеек днём и 1 рубль 20 копеек ночью, за почасовую езду - 60 и 90 копеек соответственно. По договорённости оплачивались поездки на дачи, в Лисиху, военный городок и др.

В начале XX века в городе появилось немало велосипедистов. В 1906 г. были разработаны специальные правила езды для велосипедистов. На страницах "Известий..." находим сведения о том, что велосипедисты должны были получать свидетельство на велосипед в городской управе, сдав экзамен по технике вождения. Велосипед нужно было оборудовать номерным знаком и фонарём для езды в тёмное время. Запрещалась езда по тротуарам, городским садам и рынкам, нельзя было ездить по городским улицам наперегонки.

В 1909 году Дума рассмотрела несколько предложений о постройке электрического трамвая, но они не были приняты из-за отсутствия необходимых средств.

Пристальное внимание уделялось и чистоте городских улиц, что также нашло отражение на страницах "Известий...". Дума утвердила правила о содержании городских улиц. Весь сбор и вывоз мусора осуществляли домовладельцы. До 7 часов утра они должны были выметать улицы и тротуары, прилегающие к домам. В зимнее время домовладельцам предписывалось заравнивать на улицах ухабы, не допускать перед домами сугробов, очищать тротуары от снега и во время гололёда посыпать их песком.

Были разработаны правила для освещения улиц. Так, из договора с подрядчиком об освещении улиц в 1890 г. можно узнать, что на центральных улицах было 208 фонарей. По договору подрядчик должен был все 208 фонарей зажечь в течение 25 минут, керосин иметь хорошего качества. Указывалось в договоре и время освещения улиц в каждом месяце. За освещение ненадлежащего качества и неработающие фонари городская управа могла оштрафовать подрядчика.

Освещение керосиновыми фонарями было неэффективно, к тому же из фонарей систематически исчезали керосиновые лампы. В октябре 1893 г. на заседании Думы рассматривался вопрос о строительстве городской электростанции, но тогда вопрос не был решён, посчитали, что это "роскошно и дорого". Через восемь лет, в 1901 г., этот вопрос поднимается вновь. Создаётся комиссия по устройству электростанции. А 20 мая 1910 г. городская электрическая станция дала первый ток. В последующие годы идёт электрификация городских предместий: Глазковского, Нагорной части и т. д. Всё это находило отражение на страницах "Известий Иркутской городской Думы".

"Известия..." периодически публиковали сведения о ценах на различные виды продовольствия, или, как писали в то время, "разные припасы, строительные материалы и рабочие руки". К примеру, в январе 1886 г. цены на мясо были следующие:
скотское (говядина): лучшее - 3 руб. 60 коп., среднее - 3 руб. 20 коп., низшее - 2 руб. 80 коп. Свинина продавалась дороже - 5 руб. за фунт. На рынках в то время была в изобилии рыба: осётр, таймень, муксун, ленок, сиг, щука, караси, окунь, омуль.

В "Известиях..." приводились и сведения о подённой оплате труда. Самым оплачиваемым - 3 рубля - был труд столяра и обойщика. Слесарь, печник, маляр получали в день 2 руб. 50 коп., пильщик дров - 1 руб. 50 коп., плотник - 1 руб. 20 коп.

Знакомство с документами, материалами и объявлениями, представленными в выпусках "Известий..." позволяют заключить, что Иркутск довольно быстро и успешно оправился от последствий пожара 1879 года и стал одним из самых развитых сибирских городов того времени, что неоднократно отмечали посещавшие его гости.

Следует отметить, что благодаря "Известиям...", иркутяне могли получать информацию о работе Думы, городской управы, их постановлениях и решениях, регламентирующих жизнь города. И, хотя деятельность городской Думы и управы часто подвергалась критике в газетах того времени, определённая гласность в работе этих органов, благодаря выпускам "Известий...", была.

В советское время не было специального издания о деятельности исполнительной и законодательной городской власти. И лишь в 1995 г. стали издаваться «Ведомости нормативных актов органов городского самоуправления», где публикуются все постановления мэра и решения Думы.

В "Ведомостях..." можно найти Устав г. Иркутска, различные положения, на основании которых осуществляется деятельность администрации города, целевые программы, действующие в городе, ежегодные бюджеты и отчёты об их исполнении и много другой полезной информации, в первую очередь, нормативные акты городской Думы и мэра. Тираж "Ведомостей…» - 40-50 экземпляров, в свободную продажу они не поступают. В соответствии с "Положением о нормативных правовых актах мэра г. Иркутска, городской Думы г. Иркутска» они передаются как обязательный бесплатный экземпляр в ЦГБ им. А. В. Потаниной, ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского, Научную библиотеку ИГУ.

Информация о жизни города освещалась до 1996 г. в газете "Восточно-Сибирская правда", где была сменная страница об областном центре. С 1996 г. до середины 2004 г. для жителей города к газете "Восточно-Сибирской правде" выходило специальное приложение "Иркутск". С середины 2004 г. еженедельная газета "Иркутск" была своеобразным приложением к газете "Комсомольская правда".

С 2005 г. начал выходить еженедельник "Иркутск официальный", издателем которого также являлось "Агенство-Комсомольская правда-Байкал".

С 2011 года издателем газет "Иркутск" и "Иркутск официальный" стало ООО "РОМИ". Учредителем этих газет была и остаётся администрация г. Иркутска.

В "Иркутске официальном" можно найти сведения о торгах, аукционах по продаже муниципального имущества, тендерах на поставку различного оборудования в муниципальные учреждения. Здесь даётся информация о социально значимых маршрутах городского транспорта, периодичности его поездок. Опубликован план противопожарных мероприятий на объектах социальной сферы и другие материалы.

Редакция обновлённого "Иркутска" в первом номере за 2011 г. обратилась к иркутянам:

"Уважаемые земляки! У вас в руках первый номер обновлённого "Иркутска". Жители города великих мастеров, учёных, писателей... имеют право на издание с таким названием, что приходит к читателю не вкладышем или приложением, а самостоятельной городской газетой, которой в Иркутске в новой истории, по сути, и не было.

Иркутянам нужна своя газета, которая правдиво расскажет, что и как происходит в областном центре. Оперативно "сканирует" суть самых важных для горожан событий и поможет решать проблемы наверняка и без бюрократических проволочек. Даст ценный совет и честный ответ. Предоставит возможность поделиться мыслями и творчеством. Покажет, что конкретно предлагает власть и чего она не видит, а чего может быть, в круговерти жизни не видят горожане. Поможет сравнить - а как там у них, соседей по региону, в стране, и почему у нас не так. Именно этим - желанием делать самостоятельную городскую газету об иркутянах и для иркутян - и вызвано объединение при "Иркутске" в некое городское содружество известных журналистов, представителей власти и бизнеса областного центра для выпуска и продвижения газеты. Мы рассматриваем "Иркутск" как социальный проект, как наш общий вклад в юбилей города. Надеемся, что в этом поддержите нас и вы. Заказчик-то, по большому счёту у нас у всех один – иркутяне.

Нужно ли говорить о тематическом спектре обновлённого "Иркутска"? Полагаем, что нет. Вы увидите это на полосах в следующих номерах.

Кто решил, что приезд министра важнее, чем цена трамвайного билета, а "пятно" на рубахе чиновника или шоумэна интереснее, чем рассказ участника судьбоносного для города события или крик отчаявшейся души? Да никто. В борьбе за чистоту во дворах нельзя забывать о наведении порядка в головах. Если город устал в ожидании душевной чистоты, если городу нужны силы для качественного рывка вперёд, то ему надо помочь. Приходите к нам, как вам удобно: лично, письмом, звонком, по электронке... Мы, редакция, вас об этом даже не просим. Мы настаиваем. Ведь все мы иркутяне, это наш город. И все мы хотим, чтобы Иркутск был местом, где хорошо и безопасно жить, где витает дух самобытности, чтобы он был красивым и современным, комфортным для проживания и перспективным городом, которым можно гордиться и не стыдно оставить детям и внукам".

"Ведомости органов местного самоуправления г. Иркутска" и "Иркутск официальный" продолжают традиции "Известий Иркутской городской Думы", а газета "Иркутск" - традиции газет "Сибирь" и "Восточное обозрение", издававшихся в XIX веке.

При подготовке материала были использованы следующие источники:

Городское самоуправление в Иркутске: от Екатерины Великой до Дмитрия Медведева. – Иркутск : Тип. «На Чехова», 2008. – 215 с. : фото.

Известия Иркутской городской Думы. -
1890. - № 1. - С. 322-327;
1893. - № 17-18. - С. 36-39;
1898. - № 13. - С. 231-232;
1900. - № 3-4. - С. 18-23;
1901. - № 23-24. - С. 539;
1903. - № 11-12 - С. 21-23;
1908. - № 17-18. - С. 95-96;
1912. - № 5-6. - С. 503.

Положение о нормативных правовых актах мэра, городской Думы г. Иркутска // Ведомости нормативных актов органов местного самоуправления г. Иркутска. - Иркутск, 1996. Вып. № 5. Ч. 2. - С. 128-137.

Развитие городского управления и хозяйства // Иркутск в панораме веков: очерки истории города. - Иркутск, 2002. - С. 159-175.

Уважаемые земляки! : [обращение редакции газ. "Иркутск" к читателям] // Иркутск. - 2011. - 18 янв. - С. 1.




Составитель: Р. Михеева Р. Г.
Компьютерный набор текста: Ю. Кустова