Иркутску 350

Год учителя Электронные
ресурсы
 

  главная / о нас / наши библиотеки /
библиотеки выписывают
/ коллегам /
иркутская история
/ иркутская книга /
конкурсы
/ форум / гостевая книга

 

 
 
   
  Амурские ворота
   
Вернуться на главную страницу  
   

ИРКУТСКАЯ ИСТОРИЯ

 

 
Исторический лекторий

 


 
Предместье Рабочее. Страницы истории  

 
Города - побратимы Иркутска  

 
Промышленность Иркутска: история и современность

 


 
Иркутск - юбилею Н.В. Гоголя. Обзор по материалам одноименной книжной выставки

 


 
Общая судьба, общая память, общая боль ( К 20-летию клуба «Встреча»)

 


 
Амурские ворота


 
Культура бурятского народа: история и современность  

 
Исторический лекторий / История балов в России и Иркутске  

 
Иркутск Жюля Верна  

 
От "Власти труда" до "Восточно-сибирской правды"  
   
"Возвращение Александра". История памятника императору Александру III  

 
Новогодние праздники  иркутян 19-го века  

 
Меценаты и благотворители

 


 
Символика г. Иркутска  

 
Иркутск в историко-краеведческой литературе

 

   
   

 

 

В августе 2008 года исполнилось 150 лет со дня установки в г. Иркутске триумфальной арки, известной как Амурские ворота.

Обычай воздвигать триумфальные арки пришел к нам из  глубокой древности. Известно, что в Древнем Риме триумфальные арки воздвигались для торжественной встречи полководцев, одерживавших значительные победы.

В эпоху  Возрождения в Европе триумфальные арки воздвигались не только в честь военных побед, но и по другим важным знаменательным событиям. В Россию традиция сооружения  триумфальных арок пришла в царствование Петра I. Первые русские триумфальные врата были установлены в Москве в 1696 году по случаю победы в Азовском походе.

В провинциальных российских городах арки чаще всего ставились в честь посещения городов высокопоставленными особами, в основном, членами императорской фамилии. Из сибирских городов только Иркутск возводил подобные архитектурные монументы. Историк Н. М. Полунина отмечает, что за всю историю Иркутска было поставлено пять триумфальных арок: первая, губернаторская, была поставлена в 1789 году в честь приезда в Иркутск генерал – губернатора И. А. Пиля. Предполагается, что местом её установки был выбран въезд в город по Московскому тракту. В сентябре 1813 года были открыты Московские ворота, в честь дня коронования Александра I. В 1858 году были возведены Амурские ворота, в 1891 году – Царская арка в честь посещения города наследником, будущим императором Николаем II, в 1920 году была поставлены арка победителей для встречи частей 5-й Армии, вступившей в город после ухода остатков войск Колчака.

История создания ворот

Появление Амурских ворот связано с договором, заключенным в 1858 году между Россией и Китаем, согласно которому наконец-то определилась и была юридически закреплена граница между двумя империями в районе реки Амур. Левый амурский берег окончательно стал российским, правый остался за Поднебесной. Данное историческое событие произошло благодаря усилиям генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Н. Муравьева, он же был уполномочен подписать от государства Российского этот документ. Александр I заслуги Муравьёва оценил по достоинству, и  удачливый дипломат был возведен в графское достоинство с пожалованием ему почетной и вечной приставки к фамилии - Амурский.

Николай Николаевич Муравьёв был губернатором Восточной Сибири с 1847 по 1861 год и проявил себя на этом посту не только как неутомимый администратор, но и дальновидный политик и дипломат. Это именно благодаря Н. Н. Муравьёву стала возможной смелая деятельность Г. И. Невельского на Дальнем Востоке. Муравьёв хорошо понимал, какое огромное значение будет иметь река Амур для дальнейшей политики страны на востоке, поэтому и поддержал Г. И. Невельского в смелых действиях при основании военных постов в устье Амура и на Сахалине и защищал перед царём правомерность этих действий. В 1854,1855 и 1857 году он лично организовал и провёл сплавы по Амуру, в которых участвовало более 130 судов, везших переселенцев, воинские команды, провиант, лошадей и крупный рогатый скот. Благодаря умелым действиям Н. Н. Муравьева и его сподвижников, без единого выстрела, без пролития крови прошло присоединение территорий Дальнего Востока.

Именно в связи с присоединением к России Приамурского края городская Дума переименовала Заморскую улицу в Амурскую. Амурские Триумфальные ворота, еще их поначалу именовали Айгунскими, по названию города в Китае - Айгун (сегодня Хэйхэ), где и был подписан тот знаменательный договор.

В Иркутске известие о заключении Айгунского договора было получено 14 июня 1858 года.

Летописец Нит Степанович Романов писал об этом эпохальном событии:

- «сообщение это «живо отозвалось... в среде иркутского торгового сословия» и пышно отпразновалось. Праздничные торжества продолжались в городе почти два месяца. В первые дни этих торжеств родилась идея встретить Н. Н. Муравьёва и сопровождающих его лиц у специально построенной Триумфальной арки, что и было сделано. Город отметил возвращение генерал-губернатора пышной иллюминацией, 26 августа состоялся бал в генерал-губернаторском доме, был устроен и фейерверк, самый блистательный, по мнению очевидцев, бывших когда- либо в Иркутске».

Интересный факт: из летописи того же Нита Степановича Романова: Н. Н. Муравьёв, узнав о готовящейся торжественной встрече, с последней трактовой станции Боково пересел на лодку и пересёк Ангару в районе губернаторского дома, избежав торжественной встречи.

Последнее упоминание об Амурских воротах

Историк Н. Полунина пишет: «Революционная хроника помнит события, развернувшиеся возле Амурских ворот 4 января 1920 г. Это был последний день пребывания в Иркутске белых. Колчаковский генерал Сычёв, покидая город, «прихватил» из Иркутского отделения Государственного банка всё имеющееся там золото, валюту, ценные бумаги. Обоз сопровождал большой конвой. Однако далеко уйти они не сумели. У Амурских ворот сычёвцев настиг отряд рабочих дружин; золотой запас был возвращён в банк».

Где были установлены Амурские ворота и что из  себя они представляли

Значимость Амурской Триумфальной арки не вызывает сомнения. Она стала неотъемлемой частью Иркутска. Благодаря ей магистральная улица города получила логичное архитектурное завершение в виде классического, монументального (несмотря на деревянное исполнение) объекта. Его окружением были общественно важные здания, главное из которых - Крестовоздвиженская церковь - доминировало над всеми остальными. Из обывательской застройки Заморской улицы выделялись: Второе Общественное собрание (ул. Ленина. 2Ъ), Воскресенсно-Крестовоздвиженское училище (ул. Ленина, 56), Военно-офицерское собрание. Замыкало панораму улицы здание Охотской конторы Российской компании (угол ул. Красного Восстания, 9, ранее - Российско-Американская компания). В створе арки, на самой стрелке квартала № 130, с разрывом-проездом, располагалось первое Лютеранское (старое немецкое) кладбище, обнесенное каменной оградой (ликвидированной еще в царские времена?).

Триумфальная арка, или Амурские ворота, были установлены у Заморской заставы, откуда начиналась дорога на Байкал. Амурские ворота удачно вписались в одну из основных магистральных улиц города – Заморскую, которая с того времени стала называться Амурской (ныне ул. Ленина).

Амурские Триумфальные  ворота ставились временно, и после торжеств они должны были быть убраны, но это монументальное сооружение настолько органично вписалось в городской ландшафт и облагораживало эту часть Иркутска, что городская Дума решила их сохранить в качестве памятного знака. В ходатайстве, отправленном в Петербург, говорилось о том, что Амурские ворота будут напоминать и современникам, и грядущим поколениям о славных для Отечества делах.

Сибирский Комитет определил «разрешить оставить эти ворота на будущее время». И 1 ноябри Сибирский Комитет «высочайше... разрешил оставить эти ворота на будущее время» (летопись Романова). «В просьбе... говорилось и о том, что Триумфальная арка станет постоянным и живым напоминанием и современникам, и грядущим поколениям о достославных для Отечества делах». Амурские ворота простояли более шестидесяти лет и были разобраны по причине ветхости уже в советское время, в конце 20-х годов прошлого столетия. Это очень значительный срок для сооружения, устанавливаемого временно, на один сезон.

Согласно архивным документам известно точное время их появления да основные габариты. «20 августа. Городское общество для встречи Генерал-. Губернатора Н.Н. Муравьева, возвращавшегося с Амура после заключения Айгунского договора, выстроило... триумфальные ворота, которые... были изукрашены зеленью и флагами...». «...Ворота деревянные, шириной 11,36 м, высотой 10,65 м, имели сводчатый проезд шириной 5,3 м и высотой 8 м...» .

Историки предполагают, что проект ворот был выполнен известным иркутским архитектором А.Е. Разгильдеевым, в то время исполнявшим должность городского архитектора, во всяком случае, строительство осуществлялось не без его участия, так как он в те годы исполнял должность городского архитектора, поэтому, скорее всего, это вменялось ему в обязанность.

Амурские ворота конструктивно представляли собой «некапитальное» сооружение, деревянный каркас, обшитый тесом. Зато их архитектура, несмотря на временный характер, отличалась торжественностью, была выдержана в величавых, классицистических формах, подобающих монументальным постройкам, посвященным великим событиям, которые должны вызывать чувство национального достоинства, гордости. Вся отделка монумента была выполнена тщательно, безукоризненно. Совершенно уместно появились надписи: на северном фризе, со стороны города - «Дорога к Великому океану», с южной, байкальской стороны наши предки увековечили дату великого события - «16 мая 1858 года». Так как ворота ставились временно, вряд ли тогда устраивались капитальные фундаменты, скорее всего, каркас опирался на лиственничные стулья, уложенную в забуртованную траншею.

Согласно опубликованным источникам, ворота красились в темно-синий (синий) цвет, что является, с нашей точки зрения, сомнительным, так как этот мрачный колер противоречит торжественности события, в честь которого они были воздвигнуты. Кроме того, на всех известных нам фотоизображениях начала XX века (особенно на цветных почтовых открытках) ворота не выглядят окрашенными, а наоборот имеют неокрашенную деревянную отделку. Скорее всего, синий цвет появился позже.

Ретро-изображения и обмеры позволили произвести расчет основных габаритов ворот. Масштабный коэффициент, определившийся из отношения длины ворот к значению этой же длины, позволил найти все необходимые размеры. Таким образом, с использованием соотношения современных и старорусских мер длины стали окончательно известны (полностью подтверждены ранее опубликованные данные): высота ворот - 10,65 м, что составляет 5 саженей (1 саж. * 2,134 м) и их длина - 11,36 м (5 саж. + 1 аршин (0,71 м)). К очертанию арки пролетом 5,3 метра без труда подобран модуль дорического ордера по Виньола. Так же был выполнен пропорциональный анализ с целью выяснения: использовался ли автором ворот принцип Золотого сечения, как ожидалось на предварительной стадии работы, - что и подтвердилось.

Сегодня

Города – постоянно развивающиеся, живые организмы. Иркутск готовится отметить 350-летие со дня своего основания, идёт реконструкция центральной части  города, возникают проекты воссоздания утраченных объектов, в частности Московских и Амурских ворот.

 Студенткой Иркутского Государственного технического университета Н. Муравьёвой подготовлен под руководством доцента кафедры истории архитектуры и основ проектирования А. К. Чертилова проект «Воссоздание Амурских Триумфальных ворот в Иркутске». Автор проекта считает, что «восстановление Амурских ворот, помимо градостроительной реновации, несёт идейно- государственное содержание, обеспечивая связь места – града Иркутска с великим историческим событием в жизни не только нашего региона, в котором он играл непосредственную роль, а всей страны...».

Суть Проекта

Согласно ее проекту монумент должен быть воссоздан обязательно в первоначальном материале, то есть в деревянном исполнении (помимо всего прочего, убеждены: дерево является строительным символом Сибири), в той же конструктивной (каркасной) системе, обрабатывается с целью предотвращения от деструкции, для защиты от огня и воздействия атмосферного негатива специальными современными растворами. Фундаменты - железобетонные (столбы, ростверк) с облицовкой надземной части плитами местного природного камня - песчаника.

Проектом предлагается оставить естественную фактуру дерева (опять же символ) без покраски, добиваясь композиции, по цвету применяя различную по качеству, фактуре древесину местных пород. Сохранилось достаточно исторических изображений (фото, почтовые карточки), запечатлевших памятное сооружение со всех сторон, которые позволяют детально изучить архитектурно-пространственные характеристики. Используя наработанные методики в реставрации, по этим снимкам были выполнены реконструктивные обмерные чертежи.

Проектом предлагается организация давно назревшей транспортной развязки в виде небольшого кольца вокруг островка земли - первого немецкого кладбища, несколько расширив его границы, тем самым создав буфер от транспорта. Для этого пробивается, как и было раньше, улица Красного Восстания до улицы Седова, с небольшой отсыпкой полотна для нивелирования перепада, отделяя кладбище от застройки квартала № 130. Таким образом, сама собой организовывается изолированная локальная мемориальная зона (некрополь). Выявленные по старым планам города границы кладбища безусловно подлежат фиксации капитальной оградой - и, возможно, с установкой часовни (поминального знака), где должны быть поименованы известные лютеране, достойно служившие Отчеству в Сибири и почившие здесь. При этом во внимание не берется камень, водруженный в 1980-е годы на могилы, объясняющий, что здесь якобы будет установлен памятник декабристам. Это явный нонсенс - ему здесь, разумеется, не место.

Завершает квартал на стрелке обязательно малоэтажная застройка для сохранения исторически сложившегося качественного обзора Крестовоздвиженской церкви от улицы Третьего Июля, набережной Ангары. Проект выполнен с учетом расширения этой улицы, сдвижки красной линии четной стороны, связанной с запуском нового, верхнего Ангарского моста. Неоценимые консультации в части транспортной развязки дал д.т.н. профессор ИрГТУ Ю.А. Михайлов.

Самый радикальный реконструктивный прожект: необходима ликвидация (конечно же в перспективе, после «истечения амортизационного износа») ясно диссонирующего образного жилого дома-монстра на углу улиц Ленина и Тимирязева (как и рядом с ним стоящего жилого дома по ул. Красноармейской), перекрывающего не только обзор шедевра сибирского барокко - Крестовоздвиженскую церковь, но и не позволяющего решить острую транспортную проблему. Цель (кроме названного аргумента): разбивка на месте домов того самого «европейского» городского сквера на въезде е центр (ни в коем случае не заменяя дом-монстр на нечто другое «недвижимое»), совсем не лишнего ландшафтного вкрапления для нашего города, тем более - его старой части. В центре сквера предусмотрено место для нового городского памятника выдающейся персоне, например тому же генерал-губернатору Восточной Сибири графу Николаю Николаевичу Муравьеву-Амурскому, или для монумента в честь какого-либо значимого события.

Рядом со школой № 15, по оси улицы Тимирязева, устанавливается действующая часовня (или памятный знак) в память об утраченной деревянной батальонной церкви, построенной в 1877 году при казармах Иркутского резервного батальона (Белых казармах) и освященной во имя канонизированного русского князя-героя Александра Невского. Само собой подразумевается благоустройство окружения Амурских ворот - улиц, открытых пространств, таким образом, и такого качества, чтобы связать воедино весь градостроительный комплекс.

Что будет в будущем и какова целесообразность воссоздания данного монумента, как с исторической, так и с искусствоведческой точки зрения - покажет время.


Составитель:
Вера Кузнецова

 

 

     
     
 

Разработка и дизайн - Оксана Цепилова