МУК "Централизованная библиотечная система г. Иркутска"


Новости
О нас
Профессионалам

Архив публикаций
Контакты
Карта сайта
Ссылки
Гостевая книга


Исторический лекторий
Иркутский хронограф
Летопись города
 Иркутск в лицах
Улицы Иркутска


Символы России
Иркутская книга
К 65-летию Победы
ИРКУТСК-350
Год учителя


Электронный каталог
Картотека "Краеведение"
Виртуальная справка

 

Рейтинг@Mail.ru


«Что я читаю о войне»
Анализ опроса юных читателей
ЦБС г. Иркутска о чтении книг,
посвященных Великой Отечественной войне

 

Что читают современные дети и молодежь
о Великой Отечественной войне,
и читают ли вообще?

 

Таким вопросом задались сотрудники ЦБС г. Иркутска и провели среди юных читателей библиотек опрос «Что я читаю о войне». Подвигло их на анкетирование и масштабное празднование в России 65-летнего юбилея Великой Победы нашего народа над фашистской Германией. Опрос проходил в течение двух месяцев – марта и апреля 2010 года. Целью анкетирования было определение круга чтения книг о войне детей и юношества, желание узнать, как ребята умеют анализировать прочитанное произведение, и есть ли у них желание поделиться впечатлениями о книге с друзьями. Анкетирование проводилось для двух возрастных групп: младшая группа – дети и подростки до 15 лет и старшая группа – юношество от 15 до 25 лет.

Анкета состоит из 11 вопросов.

Первый вопрос носит общий характер – читают ли дети о войне, и если читают, то какие именно книги. Второй вопрос помог узнать о факторах, влияющих на выбор книги. Вопросы с третьего по шестой раскрыли умение читателя анализировать прочитанное произведение. Седьмой вопрос был задан с целью выяснения, владеют ли читатели приемом словесного рисования. Восьмой вопрос должен был показать: есть ли у ребят желание поделиться полученной информацией. Девятый вопрос – итоговый. Мы хотели узнать, насколько важно чтение книг о войне. Десятый и одиннадцатый вопросы – это краткая характеристика респондента: возраст и пол.

Готовых ответов на выбор не давали, чтобы ребята не ограничились подчеркиванием или «галочкой», а дали более или менее полные и содержательные ответы.

Анкету заполнили 302 человека. Из них 14 анкет (5%) мы забраковали, т. к. ребята отвечали не по существу дела, т.е. указывали фильмы, книги, не относящиеся к войне. Например, В. Гюго «Отверженные», М. Шолохов «Тихий Дон», Л. Толстой «Война и мир», М. Лермонтов «Кавказский пленник», А. Рыбаков «Кортик», М. Лермонтов «Бородино», Н. Гоголь «Тарас Бульба», Н. Островский «Как закалялась сталь» и т. п.

Итак, полноценных анкет – 288.

По возрастным группам это выглядит следующим образом:

младшая группа: 140 человек – 49% всех опрошенных,

старшая группа: 148 человек – 51% всех опрошенных.

Первый вопрос: Какие книги о Великой Отечественной войне ты читал(а)?

Перечисли их, назови автора и название книг. Подчеркни самую запомнившуюся книгу.

Основываясь на ответах респондентов, мы составили следующий рейтинг самых читаемых книг о Великой Отечественной войне.

1 место: Б. Васильев «А зори здесь тихие» – 22% (64 чел.)

2 место: М. Шолохов «Судьба человека» – 9% (27 чел.)

3 место: В. Катаев «Сын полка» – 7% (20 чел.)

4 место: Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» – 7% (20 чел.)

5 место: А. Твардовский «Василий Теркин» – 7% (20 чел.)

6 место: Б. Васильев «В списках не значился» – 5,5% (16 чел.)

7 место: В. Быков «Сотников» – 4,8% (14 чел.)

8 место: Ю. Бондарев «Горячий снег» – 4,5 %

9 место: В. Кондратьев «Сашка» – 4%

10 место: В. Богомолов «Иван» – 3,8%  

Читателями были также названы книги: Л. Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре», А. Фадеев «Молодая гвардия», Ю. Бондарев «Батальоны просят огня», К. Паустовский «Похождения жука-носорога», В. Воскобойников «900 дней мужества», В. Астафьев «Прокляты и убиты», М. Барятинский «Битва за Сталинград», С. Алексеев «От Москвы до Берлина», А. Азольский «Диверсант», В. Иванов «Служил в полку мальчишка» и другие.

Среди авторов и произведений юношеством были названы книги: В. Астафьев «Пастушка и пастух», «Прокляты и убиты», В. Некрасов «В окопах Сталинграда», Б. Васильев «Завтра была война», Ю. Бондарев «Батальоны просят огня», «Последние залпы», К. Воробьев «Убиты под Москвой», А. Фадеев «Молодая гвардия», В. Зарубин «Трубка снайпера», Ю. Семенов «Позиция» и другие.

Вывод: Некоторые книги читают и дети, и юношество.

Итоги данного опроса помогут библиотекарям формировать книжный фонд, исходя из потребностей читателей, представить литературу на книжных выставках «Что читать подростку о войне», «Самые читаемые детьми книги о Великой Отечественной войне»; организовать виртуальные выставки на сайте ЦБС «Парад лучших военных книг. Советуют юные читатели» и т. д.

Второй вопрос: Кто или что повлияло на выбор чтения этой книги? –

помог узнать факторы, влияющие на выбор данной литературы.

На выбор литературы военной тематики у детей и юношества влияет следующее:

 

 

Дети и подростки

Юношество

1 место

 

Школьная программа, учителя – 33 чел.

Школьная программа, учителя – 59 чел.

2 место

Самостоятельный выбор – 40 чел.

Самостоятельный выбор – 40 чел.

3 место

Родители, родственники – 18 чел.

Родители, родственники – 20 чел.

4 место

Библиотека – 16 чел.

Просмотр кинофильма – 14 чел.

5 место

Просмотр кинофильма – 13 чел.

Библиотека – 8 чел.

6 место

Друзья, одноклассники – 10 чел.

Друзья, одноклассники – 4 чел.

 

Вывод: Библиотекам необходимо активнее включаться в работу с молодой аудиторией, рационально организовывать работу со школьными библиотекарями и учителями, чтобы избежать повторений и шаблонов. При проведении мероприятий включать эпизодические просмотры кинофильмов, учитывая их большое влияние на выбор подрастающего поколения, либо делать ссылки на наличие фильмов по данному произведению; устраивать в библиотеках комбинированные выставки «Книга + фильм», дискуссии «Книга или кино. Что лучше?» и т. д.

С третьего по шестой вопросы раскрыли умение читателей анализировать прочитанное произведение. Ребятам предлагалось выбрать понравившегося героя, обосновать свой выбор и передать впечатления от прочитанного произведения. 35% от всех опрошенных детей с данными вопросами не справились. У юношеского возраста эта цифра составила 23%. Достаточно высокие проценты.

Современное течение жизни предъявляет высокие требования к подрастающему поколению. Надо быть умным, много знать, быстро и качественно работать. Не менее необходимыми являются и творческие способности. В этой ситуации обучающие возможности художественной литературы не уменьшаются, а увеличиваются. Поиск, понимание, умение увидеть главное, точно выразить, образно представить – все эти элементы мыслительной деятельности являются составляющими анализа литературы.

Среди впечатлений, произведенных прочитанной книгой, ребята называют такие как «яркое», «хорошее», «потрясающее», «неизгладимое», «сильное», «очень понравилось». Дети и молодежь испытывали гордость за наш народ, за Великую Победу, чувство патриотизма, испытали восхищение боевым и трудовым подвигом. Прочитанная книга заставила плакать пять девочек, семь девушек и одного юношу!

Из героев детям ближе герои книг «А зори здесь тихие» (Б. Васильев), Гуля Королева (Е. Ильина «Четвертая высота»), Алексей Мересьев (Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»), Ваня Солнцев (В. Катаев «Сын полка»), Иван (В. Богомолов «Иван»), Марат Казей и Леня Голиков (А. Печерская «Дети – герои Великой Отечественной войны»), маршал Жуков (С. Алексеев «Рассказы о маршале Жукове») и другие. Девочки хотели бы дружить с героями противоположных полов и разных возрастов. Мальчики героинь в своих друзьях не называют. Волновались и переживали за полюбившихся героев больше половины опрошенных девочек и мальчиков.

Из героев книг могли бы стать друзьями (общий выбор девушек и юношей) следующие персонажи книг: герои «А зори здесь тихие» (Б. Васильев), Сотников (В. Быков «Сотников»), Андрей Соколов (М. Шолохов «Судьба человека»), герои «Молодой гвардии» А. Фадеева, Сашка (В. Кондратьев «Сашка»), Ваня Солнцев (В. Катаев «Сын полка»), Василий Теркин (А. Твардовский «Василий Теркин»), солдат Плужников (Б. Васильев «В списках не значился»), Синцов (К. Симонов «Живые и мертвые»), Мария (В. Закруткин «Матерь человеческая»), Борис (В. Астафьев «Пастух и пастушка»).  

Больше половины опрошенных ребят ссылалась на положительные качества героя: смелость, героизм, мужество, вера в себя и своих товарищей. Девочки, девушки оказались более разборчивыми и красноречивыми, их ответы отличались полнотой и эмоциональностью. Мальчики и юноши ограничивались краткими ответами, короткими фразами, были более лаконичны и менее эмоциональны. На 23% от всего юношества и 18,5% от всех детей книга произвела воспитательный эффект: заставила задуматься над своими поведением и поступками, об отношениях между людьми, поколениями; заставила осознать ценность человеческой жизни. Среди чувств, испытываемых героями произведений, чаще других назывались страх, боль, голод, холод – физические муки, ненависть к врагу, отчаяние, ответственность, чувство долга.

 

 Помогли героям выстоять в трудных ситуациях следующие качества:

1.      Сила духа, воли, характера

2.      Вера и стремление к Победе над врагом и собственными слабостями

3.      Любовь к Родине и патриотизм

4.      Мужество, стойкость, отвага

5.      Дружба, взаимовыручка и военное братство.

6.      Любовь близких и надежда на встречу с ними

7.       Ненависть к врагам и предателям и другие качества.

 

Анализ отрицательных ответов показал, что ребята не могут ассоциировать себя с героями книг, не задумываются над смыслом дружбы, не анализировали качества личности, необходимые для дружбы. Среди отрицательных ответов были следующие:

девочки и девушки отвечали: «Не увлекаюсь войной», «Большая разница в возрасте», «Я индивидуальная», «Мир войны мне чужд», «Времена нынче другие», «Нет близких по духу героев», «Нет героя, потому что я недостойна стоять с такими людьми в одном строю». Мальчики и юноши отвечали: «Гитлер не мог стать другом, жили в разное время», «В книгах героя нет, а в жизни – да», «Такого героя не увидел ни в одной книге», «Я другой».

Вывод: среди многообразия форм работы с читателями обсуждение книг является одним из самых сложных и трудоемких мероприятий, но при этом одно из самых эффективных, потому что помогает воспитывать вдумчивого, творческого и активного читателя. Обсуждение книг – это живой обмен мнениями, в ходе которого непосредственно происходит формирование читательских умений. Приоритетным в обсуждении является воспитательное воздействие на юного читателя. Не следует ограничиваться только такими формами работы как обзоры, презентации книг. На обсуждении не следует ограничиваться общими вопросами типа «понравилось – не понравилось», а включать в беседу вопросы, требующие глубокого понимания и осмысления произведения. Вопросы, которые бы помогли ребятам обосновать свой ответ: «Понравилось – почему? Не понравилось – почему?». Мероприятия по типу ток-шоу, литературные суды, литературные диспуты, где ставится неоднозначный вопрос и выслушивается противоположные мнения, также помогут в воспитании талантливого читателя. Главное, путем продуманных вопросов вовлекать читателя в жизненные ситуации, изображенные в книге; проигрывать разбираемую ситуацию мысленно или в виде ролевой игры, с тем чтобы читатель мог представить себя на месте персонажей и действовать с их позиции.

Седьмой вопрос: «Представь, что ты художник. Прочитанная книга взволновала тебя, и возникло желание сделать к ней иллюстрации. Чтобы ты хотел(а) изобразить?» – был направлен на то, чтобы узнать, насколько ребята владеют приемом словесного рисования. С этим заданием справились 32% опрошенных читателей старшей возрастной группы; у детей эта цифра составила 26% .

 

Примеры «словесного описания» младшей возрастной группы:

«серые и темные тона, на переднем плане боец бежит, на заднем плане движущиеся пушки, танки», «санитарка тяжело тащит раненого солдата, а в нее летит пуля», «ночью партизаны делают подкоп под колючую проволоку», «солдат бросает в немецкий танк гранату», «герой сидит в засаде у железной дороги», «раненый солдат бежит на фашистов с хмурым лицом», «на крыше здания герой водружает знамя».

 

Примеры «словесного рисования» девушек и юношей:

«плачущий ребенок на руках матери», «герой в засаде рассматривает врагов в бинокль», «на первом плане стоят утомленные люди, но с живым блеском в глазах, на заднем плане современная негативная молодежь», «герои едут в грузовой машине по пыльной дороге», «лица девушек на фоне цветов», «грязный растрепанный ребенок прижимается к приемному отцу», «кавказские горы, у подножия гор зеленые поля, два мальчика сидят у большого дерева возле маленькой хижины», «Красная площадь, парад, ряды победителей, в первом строю героини «А зори здесь тихие», «багрово-красное небо, ярко-желтое солнце, лицо старого человека обращено к небу и солнцу. Глаза старика черные, слепые. Слегка улыбается. За человеком возвышается крепость, которая, словно в кровь, окрашивается небом», «убранная, но бедно обставленная комната с большим окном. У окна сидит девушка и смотрит в него», «вокруг танка сидят бойцы, курят и беседуют», «закат солнца, девушки идут по берегу реки» и т. д.

Примеры пространных ответов:

«как сражались за родину», «мы победили», «решается вопрос между жизнью и смертью», «как герой ходил в разведку», «шел бой», «подвиг Гули», «окруженный кольцом Ленинград», «безымянный солдат», «как ее убили», «из-за тумана стреляют куда попало», «День Победы», «изобразила бы подвиг героя», «въезд русских в Германию», «доброту природы», «красота природы», «одиночество, разруха», «как фашисты издеваются над русскими воинами», «играют на гармонях и не знают поражения», «спасение раненых» «мирная обстановка», «ужас убитых людей», «море крови, суета», «Победу», «расстрел», «мир над голубым небом», «процветание Родины», «территория, освобожденная от захватчиков», «оборона крепости», «лицо человека, исполнившего долг перед родиной»

Ответы на вопрос показали, что ребята воспринимают литературу на уровне информации. Только два человека указали цвет в своей картине, только четыре человека описали мимику героев.

Вывод: овладевать приемом «словесного рисования» и обучать ему на библиотечных мероприятиях. Метод поможет развить эстетическое восприятие, улучшит, обогатит, активизирует словарный запас. «Словесное иллюстрирование» – основа не только для отзывов ребят, но и для инсценировок, выразительного чтения, иллюстрирования. Это прием сложный, потому что требует выполнения целого ряда операций: прочитать, представить, конкретизировать, подобрать точные слова и выражения для описания, логически выстроить свое высказывание. Кроме того, прием предполагает описание сложных отношений героев – по сути, нужно остановить мгновение, сохранив его драматизм. Материалом для словесного рисования могут служить иллюстрации, представленные в книге, нахождение их описания в тексте автора, анализ рисунков самих детей.

 

Восьмой вопрос: «Рассказывал(а) ли ты кому об этой книге, кому?

Посоветовал(а) ли ты ее прочитать друзьям? Прочитали ли друзья твою книгу?» –  

показывал, насколько книга взволновала детей и молодежь и вызвала желание поделиться впечатлениями о прочитанном.

Рассказали и посоветовали прочитать книгу о войне 69% молодежи; из них 32% ответили, что рекомендованные ими книги были прочитаны их друзьями и родственниками. 85% опрошенных детей и подростков обсуждали прочитанные книги о войне и советовали их друзьям и родственникам, и только у 31% из них получилось убедить своих собеседников прочитать эти книги. Некоторые респонденты объясняли, почему их сверстники не читают книги о войне: «Уберите пафос – и будут читать», «Погрязли в Интернете, все до «лампочки»».

Вывод: При подведении итогов библиотечного мероприятия советуйте ребятам, как можно использовать полученную информацию:

  • в обычных жизненных ситуациях – «С ним бы я в разведку не пошел»
  • как тему общения с друзьями или одноклассниками, обсуждение в ЖЖ или на различных форумах в Интернете
  • прочитанная книга как основа для творчества – инсценировки, поделки, рисование и т. д.

 

Девятый вопрос – итоговый, показывает целесообразность чтения книг о войне. Мы получили только по два отрицательных ответа с обеих сторон о том, что читать книги о войне не нужно. Обоснование дали такое: девочка – «Не нужно читать, потому что не нужно вспоминать плохое», девушка – «Нет, не нужно. Необходимо читать позитивные книги, книги о Боге, развиваясь духовно, в любви к окружающему миру»; мальчик – «не нужно, их читать трудно», юноша – «Нет. Кому интересно – пусть читает, а кому нет – пусть не читают».

Все остальные ребята осознают важность и целесообразность чтения книг о войне. При этом четверть всех опрошенных подчеркивают особенную важность этих книг: «обязательно», «непременно», «очень нужно», «необходимо», «однозначно». Молодые люди осознают, что читать книги нужно.

Наиболее часто встречающиеся ответы:

1.      Должны знать цену, которую наш народ заплатил за Победу

2.      Знать и помнить подвиги героев ВОВ

3.      Каждый гражданин обязан знать историю Родины

4.      Не повторить ошибок в будущем

5.      Книги воспитывают личность, настоящего патриота.

И другие ответы.

 

Цитаты детей и юношества о пользе чтения книг, посвященных войне:

«Вечная память героям!», «Герои книг подают пример», «Только в книгах можно увидеть полную картину ужаса войны», «Книги о войне мы обязаны читать, потому что глазами автора мы видим события тех лет, узнаем о наших сверстниках, которые объединились перед лицом опасности», «Читать о войне не трудно. Тогда придется читать только «Колобка» и деградировать. Это легко», «Хоть слезы появятся, а то над теперешними книгами что-то не хочется рыдать. А слезы очищают душу и сердце», «Хочется избавить читателя от очевидностей наподобие «чтобы знать свою историю», «чтобы не повторять ошибок в будущем».

«Все проще: ЧТОБЫ ПОМНИТЬ!».

Общий вывод: Из категорий наших читателей, которые были опрошены, мы видим, что книги о войне молодое поколение читает. Но стоит задуматься над тем, что проводи мы опрос не в юбилейный год Победы, достигли бы мы тех же результатов, что и сейчас? Не являются ли данные опроса результатом пропаганды и широкого празднования юбилея Великой Победы по стране в целом?

 Тем не менее в процессе опроса мы столкнулись и с тем обстоятельством, что многие читатели отказались принимать в нем участие. (Отказы от участия в анкетировании не фиксировались.) Возможно, потому, что все-таки в общей своей массе книги о войне читают мало!?

Данный опрос показал, что нам, библиотекарям, изучать опыт коллег, налаживать взаимовыгодные контакты с учебными заведениями и заведениями культуры, обмениваться опытом с педагогами, усиливать работу по военно-патриотическому воспитанию.

       
12.06.2010



Центральная городская библиотека
Центральная
детская
библиотека

Библиотека №1
Библиотека №2
Библиотека №3
Библиотека №4
Библиотека №5
Биб. пункт №6
Библиотека №7
Библиотека №8
Библиотека №9
Библиотека №10
Библиотека №12
Библиотека №13
Библиотека №14
Библиотека №16
Библиотека №17
Библиотека №19
Библиотека №20
Библиотека №21
Библиотека №22
Библиотека №23
Библиотека №24
Библиотека №26
Библиотека №28
Библиотека №30
Библиотека №31
Библиотека №32
Биб. пункт №34
Библиотека №37
 

 

Муниципальное учреждение культуры  "Централизованная библиотечная система г. Иркутска"    © 2007 год        Дизайн:  Цепилова Оксана        e-mail:  cbsadm@irk.ru