Иркутску 350

Год космонавтики Электронные
ресурсы
 

о нас / наши библиотеки / клубы /
 библиотеки выписывают / коллегам /
иркутская история
/ иркутская книга /
конкурсы
/ форум / гостевая книга

 

 
 
   
  Книжные новинки лета 2011
   
Вернуться на главную страницу  
   
СТАТЬИ  

 

Книжные новинки лета 2011

 

 

 

 

 

:: 31.08.2011
 

Лето 2011 года принесло нам урожай из нескольких свежеизданных книг. Сегодня мы познакомим наших читателей с книгами известных русских и зарубежных писателей.  

Любители современного романа найдут здесь новую историю от модного писателя Харуки Мураками, а также очередное необычное повествование от лидера русских книжных чартов Евгения Гришковца.

Читателя посерьезнее ждут книги Сергея Солоуха, Давида Гроссмана, Захара Прилепина. Почитатель поэзии узнает о выходе в свет книги Максима Амелина. Коллекционеров биографий ждут книги об Андрее Тарковском и Максиме Горьком.

Не останутся без внимания и любительницы «женского» романа, для которых написана новая книга Марии Метлицкой.  Детям мы расскажем сразу о трех интересных книгах, которые могут стать настоящим украшением семейной библиотеки.

Харуки Мураками «1Q84. Тысяча невестьсот восемьдесят четвертый»

Мураками, Харуки. 1Q84. Тысяча невестьсот восемьдесят четвертый : роман : в 2 кн. / Х. Мураками ; пер. Д. Каваленин. – М. : Эксмо, 2011. – 496, 432 с.

У главного японского писателя, который уже много лет живет в США, вышла новая книга. Хотя в каждой строчке читается старый добрый Мураками: с излюбленными героями (он — математик и писатель, она — тренер по фитнесу и убийца), с альтернативными мирами, перенаселенными странными существами, которые всем фанатам писателя покажутся давно знакомыми, с атмосферой одиночества и меланхолии. Для религии, которая интересует Мураками со времен зариновой атаки в токийском метро, тоже нашлось место. Герои борются с новой сектой и, одержимые своей детской любовью, пытаются вновь найти друг друга.

«Два года назад трагически умер Кафка. Уже совсем скоро сюда заявится Гитлер — и пожрет эту маленькую красавицу страну с потрохами. Но предвидеть надвигающийся кошмар, само собой, никому пока не дано. Может, главная мудрость, которой люди учатся у Истории, и заключается в горьком вопросе: «Кто же тогда мог знать, что все так обернется?»

Сергей Солоух «Игра в ящик»
Претендент на «Большую книгу»

Солоух, С. Игра в ящик / С. Солоух. – М. : Время, 2011. – 672 с.

В романе Сергея Солоуха, номинированном на «Большую книгу», под лупой рассмотрена жизнь подмосковного НИИ времен СССР. Его жизнь, с виду абсолютно бессобытийная и затхлая, превращается в развернутую метафору жизни 80-х. В коридорах лаборантки шутят про «пятилетку в три гроба», равнодушно провожают в последний путь генсеков, но в сердце НИИ кипят нешуточные страсти, сродни тем, что отправляют партийных вождей к Кремлевской стене. Герои Солоуха настолько привыкли к такому порядку дел, что Перестройка кажется им чем-то далеким и «не про них». Солоух описывает эпоху её же языком — помимо колоритных шуток и едкой сатиры, здесь встречаются и лицемерные советские штампы, и прямая жесткость, но при всём том настолько поэтичная, что невольно вспоминаешь Маяковского.

«Ленка чуть было не спросила кто. Кто умер? Чуть было не выдала своего непростительного равнодушия к пульсу страны и её дня. Но что сделать, их было много, полное Политбюро выживших из ума полуразложившихся дедов, регулярно отправляющихся на забутовку Кремлевской стены. Это было привычно...»

Максим Амелин «Гнутая речь»

Амелин, М.  Гнутая речь / М. Амелин. – М. :  Б.С.Г.- Пресс, 2011. – 464 с.

По мнению поэта, критика, переводчика и издателя Максима Амелина, «поэзия, как всякое другое искусство, своим существованием доказывает бытие Божие». А также: «Русский язык, может быть, последний живой из значительных языков Европы. Зачем побираться, когда кладовые полны богатством? Зачем ходить в рубище, когда есть камзол с золотыми пуговицами?..»

Нужно отдать должное Амелину – на протяжении нескольких лет он придерживается этих принципов. Однако поэзия его хоть и высока, но не высоколоба. Просто язык его стихов не похож на чей-либо. И речь Амелина, хоть трудна и замысловата, но отличима от всех других поэтических речей. Ибо давно этот поэт стал серьёзной фигурой в современной литературе, хотя, кажется, его самого подобное течение дел ничуть неинтересует.
Впрочем, о чём бы ни писал Амелин, ясно одно: фактически любой текст в его исполнении – истинная поэзия, «особым образом построенная гнутая речь со скрытым смыслом», а сам поэт подобен пловцу «на челне человеческой речи».

 

Захар Прилепин «Черная обезьяна»

Прилепин, З. Чёрная обезьяна / З. Прилепин. -  М .: АСТ : Астрель, 2011. – 285 с.

Новая книга Захара Прилепина «Черная обезьяна» – не о войне, не о революции

и не о нацболах (хотя есть в нём и батальные сцены). Роман фактически сразу стал событием. Впрочем, как и всякая книга Прилепина.

Это роман о  писателе, который приблизился к кризису среднего возраста и погряз в исканиях. К своим 35 годам он нажил жену, детей, любовницу и известность, но так и не успокоился. Следуя за своим длинным носом Буратино и журналистским любопытством, он ввязывается в расследование одного кровавого дельца. В некой деревне группа сосунков, которым не было и десяти лет, вооружившись ножами и тем, что было, вырезала целый подъезд. Но роман, начинающийся как триллер, к концу становится все более экзистенциальным, и убийства всё меньше и меньше интересуют детектива-дилетанта, а природа насилия — все больше.

«Я сам полистал его сочинение: естественно, в поисках сцен студенческого прелюбодейства — и сразу был вознаграждён, на третьей же странице. В сокращенном виде роман опубликовал журнал „Новая Юность“. На этом литературная карьера Слатитцева завершилась, зато он неожиданно объявился в администрации президента, клерком по неведомым мне вопросам».

 

Виктор Филимонов «Андрей Тарковский»

Филимонов, В. Андрей Тарковский / В. Филимонов. – М. : Молодая гвардия, 2011. – 464 с. – (Жизнь замечательных людей)

Жизнеописание – жанр вроде бы простой, чуть ли не «технический»: владея фактами, автор может плыть по течению чужой жизни, используя её готовую интригу, события, радости и беды. Но случаются особенные удачи. К их числу, несомненно, принадлежит книга Виктора Филимонова «Андрей Тарковский». Сны и явь о доме». Все знают, кто такой Тарковский. А кто такой Филимонов? Это человек прожил тоже очень непростую жизнь, в советское время имел неприятности с «органами», но в последние два десятилетия успел заявить о себе довольно неординарно.

Автор счастливо избег «гнева и пристрастья» в отношении родных и близких режиссёру людей. Не замалчивая неприятных фактов, он преподнес их отстраненно, как бы совсем обесценено, не внося своей лепты в сведение всяческих счетов. Он оставил читателю возможность целиком и полностью посвятить своё внимание главным вопросам. Чего хотел и чаял для себя гениальный человек? Какого крова искал? И искал ли?
Ответы у автора есть. Иногда неявные, иногда спорные. Но тем интереснее искать их, чтобы сравнивать, соглашаться, отвергать, а самое главное – не забывать.

 

 

Павел Басинский «Страсти по Максиму»

Басинский, П. Страсти по Максиму / П. Басинский. - М. : Астрель, 2011. - 411 с.

Похоже, писатель, критик и журналист Павел Басинский нашел свою золотую жилу. Его новая книга «Страсти по Максиму: Горький: девять дней после смерти» повествует о последних моментах жизни большого советского писателя, друга (а не исключено, что и скрытого врага) Сталина Алексея Максимовича Пешкова.

Начинает Басинский с того же приема, которым открывалась книга о Льве Толстом «Бегство из рая»: «Официальная дата смерти Горького – 18 июня 1936 года. Но уже 8 июня писатель находился в состоянии, очень близком к смерти. Девять дней его полубытия, не считая последней ночи, когда он был без сознания, за доступ к его телу и за его последнее слово бились различные силы».

Пишет Басинский и о прочих возможных вариантах развития событий: «Смерть Горького породила устойчивый слух о том, что он умер не естественной смертью, а был отравлен по приказу Сталина. Версий отравления было несколько. Согласно одной из них Горький был отравлен конфетами, которые Сталин подарил ему». Задача читателя – выбрать на свой взгляд наиболее правдоподобную версию.

 

Евгений Гришковец «151 эпизод жжизни»

Гришковец, Е. 151 эпизод жжизни / Е. Гришковец. - М.: Махаон: Азбука-Аттикус, 2011. – 480 с.

Кажется, Евгений Гришковец успевает все и всюду: побывать в восточнопрусской земле, попить вина в Грузии, повозмущаться в Индии, увидеть Америку и много чего еще. Естественно, везде он встречает людей, известных и не очень, с ними он ведет диалоги, спорит, кого-то пытается воспитывать. С удовольствием описывает, как встречается с друзьями, ездит к ним на дачи, приглашает их к себе в гости, как он играет своиспектакли, как принимают его зрители.

Именно встречам посвящена эта книга. У нее нет четкой структуры – да и может ли она быть у дневника? Многие заметки не связаны, иные, наоборот, перетекают одна в другую. Записи отмечены лишь датой.

Книга действительно получилась намного удачнее предыдущих сочинений Евгения, возможно, именно потому, что Гришковцу не нужно ничего придумывать, следить за сюжетом, прописывать характеры, достаточно просто рассказывать о том, какая она, его ЖЖизнь (уж что-что, а просто рассказывать он умеет прекрасно).

 

Давид Гроссман «С кем бы побегать»

Гроссман, Д. С кем бы побегать / Д. Гроссман. – М. : Розовый жираф. – 2011. – 432 с.

Давид Гроссман соединил в своей книге роман-путешествие, ближневосточную сказку и реалистичный портрет современного Израиля. В центре сюжета — шестнадцатилетний Асаф, застенчивый подросток, который тратит каникулы на свою первую скучнейшую работу в мэрии. Его жизнь меняется в один момент, когда он находит на улице собаку и решает во чтобы то ни стало разыскать её хозяина. Хозяйкой оказывается девушка Тамар, странная красавица с бритым наголо черепом и мечтами о лучших оперных сценах мира. Пока Асаф проделывает свой долгий путь к ней через монастыри и заброшенные арабские деревни, она поёт, развлекая прохожих, воров-карманников, наркодилеров и полицейских.

«Чтобы у меня были большие глаза, клянусь, до конца моей жизни смотреть на мир с удивлением».

 

Мария Метлицкая «Беспокойная  жизнь одинокой женщины»

Метлицкая, М. Беспокойная жизнь одинокой женщины / М. Метлицкая. -  М. :  Эксмо. - 2011. – 315 с.


Большинство людей считают, что в повседневной жизни не может быть ничего выдающегося — они ждут большего и рвутся в завтрашний день, не замечая, как уходит сегодняшний. Но есть такие, кто, тихонько занимаясь своими делами, с неспешным удовольствием наблюдает, как из разрозненных кусочков складывается мозаика судьбы. Счастье, когда такой человек, всей душой любящий жизнь, оказывается еще и прекрасным рассказчиком. Мария Метлицкая в полной мере обладает и даром жизнелюбия, и писательским талантом.

Для Метлицкой характерны добрая ирония, исключительное обаяние и удивительная живость стиля, как будто и не читаешь вовсе, а просто наблюдаешь за тем, как мерно движется чья-то жизнь. Наблюдаешь глазами беззаветно любящей матери и жены, глазами Женщины с большой буквы.

Не пытайся заглянуть за горизонт, мягко намекает читателю автор, сказка — рядом. И с настоящим графом можно неожиданно познакомиться, и детскую мечту невзначай осуществить, и почувствовать себя самым счастливым человеком, стоя посреди комнаты с пылесосом в руке. Премудростям житейского волшебства несложно научиться. Начинать лучше с достижения внутреннего покоя и уверенности в том, что все идет именно так, как надо, и все хорошо. Книги Марии Метлицкой как нельзя лучше в этом убеждают.

 

Для детей

 

 

Кейт ДиКамилло «Как слониха упала с неба»

ДиКамилло, Кейт.  Как Слониха упала с неба / К. ДиКамилло. – М. : Махаон. -  2010. 144 с.

Новая  книга знаменитой американской писательницы – необыкновенно трогательная история о мальчике-сироте Питере, который ищет свою сестренку. Однажды он узнаёт, что ему поможет… слониха. Питер не может в это поверить, ведь вокруг никаких слонов нет.

« — Вы надо мной пошутить вздумали, — проворчал он. — Тут у нас никаких слонов нету.
— Верно говоришь. Нету тут сейчас слонов. Это чистая правда. Но разве ты не замечал, что правда сегодня одна, а завтра уже другая? — гадалка вдруг подмигнула Питеру. — Погоди, сам увидишь».

Но вскоре в городе, где он живёт, случаются удивительные, невероятные события. Сбудется ли мечта мальчика? Автор словно говорит нам: «Верьте – и чудо свершится! И вопреки всем препятствиям звёзды зажгутся, любовь покорит сердца, а в конце пути вас непременно ждёт удача».

 

Кястутис Каспаравичюс  «Глупые истории»

Каспаравичюс,  К. Глупые истории / Кястутис Каспаравичюс. -  М. : Мир детства Медиа, 2010. – 80 с. – (Из книг оранжевой коровы)

Вы никогда не слышали, о чём шепчутся чашки, когда нас нет в кухне? Не знаете ли вы, какую тайну хранит старый кувшин? И вообще, задумывались вы когда-нибудь над тем, что делают наши вещи, пока мы их не видим?

А вот литовский писатель, Кястутис Каспаравичюс, внимательно присматривается к тому, что происходит вокруг. И поэтому даже капризная морковка, кипящая кастрюля, настенный календарь доверяют ему свои секреты.

Кяститус Каспаравичюс не только подмечает всё вокруг, но ещё и виртуозно иллюстрирует то, что видит. «Глупые истории» несмотря на название, очень даже умные. В них вы найдёте такие удивительные наблюдения за вещами, которые помогут нам понять кое-что важное - вещи тоже «человеческие дети», и если вы в это не верите, прочитайте сказки Кястутиса Каспаравичюса. Уж он-то вас обязательно убедит!

 

Новинки собирала
Цепилова Оксана
на страницах сайтов газеты «Труд», журнала «Читаем вместе»,
проекта «Букмикс».