Иркутску 350

  Электронные
ресурсы
 

  главная / наши библиотеки /
 библиотеки выписывают / коллегам /
иркутская история
/ иркутская книга /
конкурсы
/ форум / гостевая книга

 
 
   
  …И город встал в пролёте узком
   
Вернуться на главную страницу  
   

 СТАТЬИ

 

 

…И город встал в пролёте узком

 
   
   

 

 

 

Мы хотим рассказать о самом священном месте нашего города, которое является любимым для иркутян и в наши дни. Они часто приходят сюда, чтобы подумать, вспомнить, помолчать. Именно здесь в 1661 году был поставлен острог, который постепенно превратился в крупный торговый, административный, военный и культурный центр Восточной Сибири.

Этот небольшой клочок Иркутской земли хранит богатейшую, интереснейшую, порой трагическую, историю происходящих здесь событий. Неслучайно на этом месте горит «Вечный огонь» - огонь иркутским воинам – победителям в Великой Отечественной войне. Именно раньше этот клочок земли был оплотом мужества и стойкости, истоком цивилизации Прибайкалья.


Фотография Олега Королева

Как же появился наш город Иркутск?

В середине XVII века енисейский воевода отправляет своих служилых людей в неведомые сибирские земли для их освоения. Этому способствовали слухи о сказочно богатом нашем крае: земли, пригодные для земледелия; леса, в которых водилось много зверя и птиц, много ягод и грибов; реки, в которых водилось много рыбы; место, богатое пушниной – дорогими сортами меха лисиц, бобров, горностаев, выдры, белки и особенно соболя.

В то время соболиная казна составляла значительную часть государственных доходов, восполняя, до некоторой степени, недостаток в драгоценных металлах - серебре, золоте.

Соболь – очень ценный зверёк. В начале ХХ в. одна его шкурка на международном рынке оценивалась в 1000 долларов – это очень высокая цена. А на территории будущего Иркутска его водилось в таком большом количестве, что его свободно можно было поймать руками, хотя этот зверёк очень шустрый, быстрый и осторожный. Позднее один из летописцев XVIII века напишет, что «иркутские женщины соболей били коромыслами, отчего число жителей значительно увеличивалось». Это была истинная правда.

Все эти слухи привели к тому, что, продвигаясь вверх к Байкалу и в Забайкалье, русские служилые люди попадают в долину реки Ангары – Иркута. Во главе этих людей стоял Яков Иванович Похабов, который в 1661 году доносил о своих удачных результатах енисейскому воеводе Ржевскому: «Место здесь самое лучшее, угодное для пашен и скотиной выпуск, и сенные покосы и рыбные ловли всё близко.»

Место для нашего будущего города было выбрано, действительно, очень удачно, и не только в хозяйственно – промышленном отношении, но и в военно-стратегическом: с одной стороны путь преграждала река Ангара, с двух сторон были высокие горы и непроходимая тайга. И если нависнет угроза нападения со стороны Китая, граница, где была тайга, прочно укреплена. Землепроходцы соорудили оборонное ограждение - палисад, вырыли глубокий ров до 2 метров глубиной и протяжённостью 2 км. Они наполнили этот ров водой, поставили сторожевые башни, на которых разместился караул. Когда надобность в этой границе отпадёт, ров засыпят и на этом месте образуется самая длинная, самая ровная улица нашего города – улица Карла Маркса, ранее улица Большая.

Почему же эти небольшие поселения назывались острогами?

Во-первых: острог – это военная база. Отдельные племена Сибири воевали между собой. Часто нападали туземцы – китайцы, монголы. И строительство острога носило оборонительный характер.

Во–вторых: слово «острог» идёт от слова «острожина» - плотный ряд высоких, заострённых вверху и вкопаных в землю столбов, из которых состояли оборонительные стены поселения. Такие стены назывались тыновыми. Они как раз и защищали от внезапного нападения.

Наш острог был очень красивым. Он представлял правильный квадрат со стороной 108 метров, высота стен достигала более 7 метров. По углам стояли башни – 4 глухие и 3 проезжие, встроенные в стену. Башни были, в основном, четырёхярусные и заканчивались шатрами. Они представляли очень внушительное зрелище.

Когда в Китай по Ангаре плыло наше посольство во главе с дипломатом Николаем Спафарием в 1675 году, он пришёл в восторг от увиденного. В своём дневнике наблюдений он сделал краткую запись: «Острог поставлен на очень ровном месте. Строением острог зело хорош».

Среди башен заметно выделялась Спасская – проезжая башня. Она была встроена в береговую часть стены, к которой шёл ввоз от пристани товаров и продуктов. Эта башня поднималась от земли на 20 метров, что в три раза превышало высоту крепостной стены.

А ещё одну проезжую башню – Сергиевскую, чуть позднее украсят первые часы, которые появились в городе в 1696 году. Из документов узнаём, что эти часы назывались «боевые часы с перечасьем». Они не имели ни привычного нам циферблата, ни стрелок. Каждый час отбивался в колокол. Бою предшествовал лёгкий перезвон колокольцев – «перечасье», - призывающий подготовиться к подсчёту ударов колокола. Эти часы представляли определённую систему ударов – там был большой деревянный вал. И в определённое время вал поворачивался, вызванивалась красивая мелодия, а затем колокольчики отбивали количество часов. Часы чем-то напоминали московские куранты. Эти часы украшали наш город до конца 18 столетия, пока не была разобрана башня. Когда была построена каменная Спасская церковь, часы были перенесли в неё. Механизм установили на колокольне Спасской церкви, часы реконструировали: добавили стрелки и циферблат, для чего на восточной стороне купола сделали специальный выступ.

Судьба зимовьёв и острогов, основанных русскими в Сибири, была различна. Одни из них заглохли, другие превратились в деревни, и дальше не могли развиваться, а третьи, в том числе Иркутский, стали городами. Это произошло всего через 25 лет. В 1686 году в подчинение Иркутску были переданы все прибайкальские и забайкальские остроги. Наш город был пожалован своей печатью, на которой был изображён будущий герб.

 

В книге Семивского, изданной в 1817 году и которая находится в библиотеке Иркутского государственного университета, есть такое описание герба: «Герб Иркутска представляет в серебряном поле бабра бегущего по зелёной траве в левую сторону щита и имеющего в челюстях своих соболя».

Бабр – большой, сильный и лютый зверь, имеющий хвост длинный и шерсть на шкуре своей светло-желтоватого цвета с черно-бурыми полосами. Он жил в жарком климате и перебегал на территорию Иркутской губернии из китайских владений. По внешнему виду бабр представлял собой разновидность между тигром и львом. В настоящее время этот крупный зверь водится в небольших количествах на Дальнем Востоке и его называют уссурийским тигром.

Русское государство решило изображение именно этого зверя поместить на гербе Иркутска как олицетворение силы, которую у нас в Сибири давало мягкое золото.

Герб Иркутска считался одним из красивейших гербов сибирских городов: изображение было окаймлено лавровым листом и Андреевской лентой, верх венчала золотая царская корона. В настоящее время герб выглядит гораздо проще.

Итак, наш город очень быстро начинает расти, т.к. он оказался расположенным на перекрёстке крупных торговых и промышленных путей.

В XVII веке преобладало движение по водным путям, но, вместе с тем, постепенно прокладывалась сухопутная дорога с запада на восток, получившая название Московский тракт, который и в настоящее время играет большую роль для города.

Как все сибирские города, Иркутск был вначале деревянным городом.

Всем было удобно дерево – и леса много, и обрабатывалось хорошо, легко сохраняло тепло и приятно ласкало глаз. Но плохо было то, что оно было недолговечным и страшно боялось огня. Достаточно было искры от печи или незатушенного лесного костра, одного удара молнии, чтобы город целиком, со всем, что в нём было выгорел до тла.

И вот самое страшное бедствие обрушилось на Иркутск в 1879 году. Это был самый сильный и разрушительный за всю историю пожар. Стояла очень сильная жара, деревянные дома вспыхивали как порох. За 3 дня и 3 ночи выгорело 75 центральных кварталов. Погибло 105 каменных и около 3,5 тысяч деревянных строений. 1000 людей остались без крова. Сгорели библиотеки, музей, архив, а с ним множество ценных книг, рукописей, исторических документов. Общий ущерб составил 30 млн. рублей. Иркутская летопаись описывает этот пожар.

После каждого пожара город заново отстраивался и становился всё краше и краше.

В начале XVIII века московское правительство предписывает сибирским воеводам возводить из кирпича хотя бы казённые постройки и, прежде всего, приказные избы, церкви, амбары. Каменные строения должны были не только улучшить состояние городов, страдавших от пожаров, но и придать им вид, соответствующий их положению.

Но каменные работы в Сибири разворачивались очень медленно. Если топором умел обращаться почти каждый, то кирпичников не было вообще. Но всё-таки иркутяне смогли добиться выпуска своего кирпича. После Тобольска и Тюмени, Иркутск стал третьим городом, который стал возводить каменные строения.

Приказная изба (1708-1821) - первое каменное здание, которое простояла 119 лет и было одним из самых красивейших каменных сооруждений. При укреплении береговой линии она была разобрана.

Вторым по счету каменным строением города стала Спасская церковь(1706). Эта самая древняя в городе постройка, единственная, оставшаяся от строений острога, к тому же точно показывающая местоположение острожной крепости – колыбели города. Эта церковь представляет старейшую страницу каменной летописи не только Иркутска, но и всей Восточной Сибири. Её ценность заключается в том, что здесь найдена не только внутренняя, но и наружная фресковая живопись. Роспись на фасадах церкви, выполненная в начале XIX века, заняла довольно значительное место и не ограничилась только ликами святых. Она включила многофигурные композиции, отдельные сюжеты которых были навеяны непосредственно историей Иркутска.


Спасская церковь

Так как город быстро рос, а население было очень верующими, то Спасская церковь становится маленькой для прихожан. И было решено построить новую, более вместительную – Собор Богоявления (1718), который станет центром всей церквей. Ценность этого памятника заключается в наличии шатровой колокольни, которые уже не возводили в европейской части России. Отсталая от моды Сибирь следовала традициям XVI века. Этим Собор просто уникален. Таких шатровых колоколен в Сибири только две: в Енисейске (ныне Красноярске) и у нас в Иркутске.


Собор Богоявления

Интересным моментом является то, что при Соборе построена вторая колокольня. Две звонницы при одном храме – явление довольно редкое в церковном зодчестве. Это было связано с тем, что в середине XVIII века в Иркутске бурно развиваются ремёсла. По численности мастеровых Иркутск занимает 17 место по России. Среди мастеров в городе были и колокольных дел специалисты.

В 1797 году иркутский мастер Алексей Унжаков отлил колокол весом 10.5 тонн.

Иркутский царь – колокол нарекли «Большой колокол» и решили специально для него построить колокольню. Во время пожара в 1879 году колокол расплавился.

Неподалёку от старейших зданий Иркутска находится ещё один интересный памятник, принадлежащий уже другой эпохе. Это Римско-католический костёл. Появление такого памятника связано с политическими ссыльными поляками, которые после амнистии решили не возвращаться на родину и связать свою судьбу и Иркутском.


Римско–католический костёл

В настоящее время в этом здании открыт Органный зал, т.к. в здании высокие потолки и хорошая акустика. Для него по специальному заказу в Германии был изготовлен концертный орган.


Органный зал

В настоящее время былой архитектурный образ этого места, конечно, не сохранился. Из восьми церквей сохранилось только три.

Разрушен Казанский кафедральный собор, который был украшением этого места. Волею судеб сохранились его фотографии, удалось уберечь от уничтожения и снимки поэтапного его разрушения.


 Казанский кафедральный собор


Разрушение Казанского кафедрального собора

Разобраны Московские ворота, которые более полувека служили главным въездом в наш город. Под их аркой проезжали все путешественники, посетившие город с 1813 года до начала XX века. В конце августа 1826 года горожане встречали у московских ворот первую партию декабристов, осуждённых на каторгу, а затем и их жён.

О городе можно говорить очень много, долго и интересно - богатейшая у нас история.

Интересуйтесь историей своего города, любите его и свой край.

 

Список  использованной литературы

1.      Гольдфарб, С. Иркутск, Иркутск… Рассказы из истории старого города / С. Гольдфарб. – Иркутск, 2007.- С. 85-88, 90-93, 106-107, 196-199, 246-253, 403-405.

2.      Долганов, А. А. По Иркутскому острогу погуляем мы немного / А. А. Долганов. – Иркутск,2007. – С. 4-7, 12-13.

3.      Долганов, А. А. Самый первый в Иркутске. – Иркутск, 2006. – С. 4-7, 10-11.

4.      Иркутск в панораме веков : очерки истории города. – Иркутск, 2002. – С. 13-20.

5.      Иркутск. – Иркутск, 2005. - С. 3-25.

6.      Иркутск [Электронный ресурс] : мультимедийная энциклопедия. – Иркутск, 2006.

7.      Иркутск – середина земли: Годы, свершения, судьбы. – Хабаровск, 2005. - С. 14-21.

8.      Иркутск – середина земли [Электронный ресурс] : мультимедийная презентация. - Хабаровск, 2008.

9.      Иркутск: события, люди, памятники : сб. статей по материалам журнала «Земля Иркутская». –  Иркутск, 2006. – С. 20-30, 281-282, 445-463.

10.  Иркутск.Три века: Страницы жизни. – Иркутск, 1986. - С. 18-31, 183-195.

11.  Иркутские повествования. 1661-1917 годы. Т.1. - Иркутск, 2003. – С.10-21, 88-91, 179-189, 235-236, 247-256.

12.  Козлов, И. И. Путеводитель по Иркутску / И. И. Козлов. - Иркутск, 1982. – 191 с.

13.  Кудрявцев, Ф. Иркутск : очерки по истории города / Ф. Кудрявцев, Г. Вендрих. – Иркутск, 1971. С. 8-64.

14.  Памятники истории и культуры Иркутска. – Иркутск, 1993. – С. 5-15, 63-68, 377-382.

15.  Полунина, Н. М. Живая старина Приангарья / Н. М. Полунина. – М., 1990. – С. 12-43.

16.  Православные храмы Иркутской епархии XVII – начала  XX века. – М., 2000. – С. 104-146.

17.  Путешествие с Сибирячком по городу Иркутску. – Иркутск, 2006. – С. 1-3, 10-11.

 

Л. В. Тронина,
гл. библиотекарь библиотеки № 24
09.11.2010

     
     
 

Разработка и дизайн - Оксана Цепилова