Иркутску 350

Год космонавтики Электронные
ресурсы
 

о нас / наши библиотеки / клубы /
 библиотеки выписывают / коллегам /
иркутская история
/ иркутская книга /
конкурсы
/ форум / гостевая книга

 

 
 
   
  Иркутск космический
 

 «Земли Иркутской гордость и слава»

Вернуться на главную страницу  
   

 ГОД РОССИЙСКОЙ КОСМОНАВТИКИ

 

 

Иркутск космический

 

 

Выпуск №1  "Гордый праздник"

 

 

Выпуск №2  "Земли Иркутской гордость и слава»


 

Выпуск №3 "Иркутские учёные – исследователи космоса»

 

 

 

 

 

 

:: 12.04.2011

Второй выпуск информационно-библиографических материалов «Иркутск космический» рассказывает о космонавтах и учёных, которые родились на иркутской земле, их вкладе в изучение космического пространства и создание ракетно-космической техники: космонавтах Б. В. Волынове, А. Ф. Полещуке, Д. Ю. Кондратьеве, конструкторах М. К. Янгеле, Р. С. Кремневе, А. С. Шаракшанэ.

Издание предназначено для сотрудников библиотек, учреждений культуры, читателей, интересующихся историей города.

 

 

Борис Валентинович Волынов
Лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза

Борис Валентинович родился в Иркутске 18 декабря 1934 года. Его мать, Евгения Измайловна, также иркутянка, с 1932 по 1938 год училась в Иркутском мединституте, а после его окончания получила направление в г. Прокопьевск Кемеровской области, где Борис в 1952 году успешно окончил среднюю школу, а затем – Сталинградское военно-авиационное училище лётчиков.

Служил в авиационных частях противовоздушной обороны Московского военного округа, летал на самолёте МИГ-17. Как-то Волынова вызвали к командиру полка. Перед кабинетом сотрудник особого отдела дал ему подписать бумагу о неразглашении темы разговора. Находившийся в кабинете подполковник спросил Волынова, согласен ли он летать на технике, более совершенной, чем самолёты, на больших скоростях и высотах. Борис Валентинович ответил согласием и был направлен на медкомиссию в Москву. Тесты и проверка здоровья заняли 40 суток. Так Волынов оказался в первом отряде космонавтов.

По признанию Бориса Валентиновича, «труден и сложен путь в космос. Очень труден». Это признание он сделал в статье «У истоков космических свершений», опубликованной в газете «Красная звезда» 18 декабря 1976 года. Пройдя полный курс подготовки к полётам на кораблях серии «Восток» он был одним из дублёров лётчиков-космонавтов В. Ф. Быковского (1963) и Г. Т. Берегового (1968). В 1968 году Волынов окончил Военно-Воздушную академию им. Н. Е. Жуковского. А его первый полёт в космос состоялся с 15 по 18 января 1969 года. Он был командиром трёхместного космического корабля Фото 3 «Союз-5». В экипаже корабля были также бортинженер А. С. Елисеев и космонавт-исследователь Е. В. Хрунов. В этом полёте впервые в мире была осуществлена стыковка двух пилотируемых космических кораблей и, таким образом, образована орбитальная станция из двух кораблей. А. С. Елисеев и Е. В. Хрунов перешли в «Союз-4», пилотируемый В. А. Шаталовым, а «Союз-4» возвратился за землю. Командир «Союза-5» Б. В. Волынов летал в космосе ещё сутки.

О том, что в космосе земляк, в Иркутске узнали быстро. Иркутяне отправляли в его адрес многочисленные телеграммы и письма. Особую гордость они испытывали потому, что позывным корабля «Союз-5» было слово «Байкал», выбранное по желанию Б. Волынова. Позднее космонавт рассказывал: «… Родился в Иркутске. Знакомых там, правда, осталось мало. Но всё равно, пролетая, всегда отмечаю: вот Иркутск. Байкал – особая статья. От Байкала – наш позывной».

18 января Волынов сориентировал корабль для схода с орбиты, но в нужный момент отказала автоматика системы спуска. С Земли успокоили, и он стал спускаться вручную. Корабль «Союз» состоял из отсеков, которые должны были отделиться при спуске, а на землю приходил только отсек, в котором находилась кабина космонавта. Как вспоминал космонавт позднее, «… при  ручном спуске не сработали цепи болтов, разделяющих корабль. И корабль вошёл в атмосферу в нештатном комплекте: отошёл алюминиевый бытовой отсек, отошёл двигательный отсек, а приборный остался… Корабль шёл в атмосферу входным люком, сделанным из титана… Вокруг «связки» двух отсеков бушевало адское пламя, испаряя металл обшивки и превращая его в раскалённую плазму…».  Как вспоминал Волынов, он каждой  клеточкой, каждым нервом почувствовал, что от смерти его отдаляют минуты. Но чувство долга оказалось сильнее чувства страха. Ему удалось подавить панику и сделать так, чтобы сохранились результаты труда и риска. Он вырвал из бортжурнала нужные страницы, касающиеся стыковки «Союзов», плотно свернул их и засунул в середину журнала, так как знал, что бумага обгорает с боков, а середина может уцелеть. Потом он наговорил на магнитофон всё о ситуации, случившейся с ним, понимая, что на Земле это поможет выяснить причины неудачного спуска. И всё же чудо свершилось: на высоте 80-90 км сработали термодатчики пожарной защиты и приборный отсек отлетел. Спускаемый аппарат по крутой траектории пошёл к Земле. На высоте десяти километров открылся парашют и, казалось, все неприятности позади, но начали закручиваться стропы основного парашюта, потом жгут строп стал раскручиваться в обратную сторону. Приземление было жёстким, но космонавт остался жив, получив на память перелом корней верхних передних зубов. Когда выбрался из кабины, около часа ожидал поисковую группу, а в казахстанской степи стоял мороз в -380. После аварии медики, психологи, руководители полётов  пришли к выводу – в космосе Волынову больше не бывать. Долгое время обстоятельства этого полёта были засекречены. И лишь в начале XXI века Б. Волынов рассказал об обстоятельствах приземления.

Поэт М. Сергеев посвятил этому полёту стихи «Его позывные Байкал».

Когда долетел байконуровский шквал

В январские белые чащи,

Мне вдруг показался не морем Байкал,

А синей ракетой летящей.                  

И выдули солнце из сопок ветра,

Качнулась тайга после взлёта,

И вдруг полыхнула моя Ангара

Как огненный след звездолёта.     

И вот оторвался от леса, от скал,

В пространство межзвёздное хлынув,    

И вот на орбиту выводит «Байкал»

Земляк-звездолётчик Волынов.

Ему позывные даны неспроста:

Давно уже символом стала

И сила,

и вечность,

и чистота

Священного моря –

Байкала».

После практического отстранения от полётов, Волынов сделал всё возможное и невозможное, чтобы его вновь допустили до полётов. Преодолев психологический барьер, он продолжал упорно тренироваться. И 6 июля 1976 года Б. В. Волынов совершил второй полёт в космос на корабле «Союз-21» в качестве командира корабля. В составе экипажа был лётчик-космонавт Виталий Жолобов.  В этом полёте была впервые осуществлена стыковка с орбитальной станцией «Союз-5».

И вновь, по воспоминаниям, Бориса Валентиновича, произошла «…нештатная ситуация. О ней также громко не говорили. На 42-е сутки полёта станция выключилась полностью – обесточилась. Самое интересное, что мы находились на теневой стороне орбиты: ночь, темнота полная. Выключился свет. В невесомости наш аппаратик, который определяет пространственное положение, не работает… Я был командиром, поэтому сказал: «Виталий, идём к центральному пункту, двигайся за мной»… Добрались… Включили дежурное освещение. И – оглушительная тишина космоса. А кислорода у нас запас только тот, что в станции… Вентилятор не работает, не прогоняет отработанный воздух через регенератор…», - вспоминал позднее Б. В. Волынов. Через час сорок минут, которые показались космонавтам бесконечно долгими, всё пришло в норму. Однако авария сильно повлияла на состояние космонавта В. Жолобова и полёт пришлось прекратить. Но за 49 суток, проведённых в космосе, основная программа исследований была выполнена. В общей сложности Борис Валентинович провёл в космосе 52 дня 17 минут и 47 секунд. До 1982 года Борис Валентинович был в действующем отряде космонавтов. В 1980 году он защитил кандидатскую диссертацию и получил степень кандидата технических наук.

После отставки из отряда космонавтов, он восемь лет проработал в Центре подготовки космонавтов в Звёздном. В 1990 году вышел в отставку. Несколько лет был вице-президентом Российской ассоциации международного сотрудничества.

Б. В. Волынов награждён двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР»  III степени, орденом  «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Ему присуждены Золотая медаль им.

К.Э. Циолковского Академии наук СССР и Почётный диплом им. В.М. Комарова (ФАИ). Он также награждён орденами Болгарии, Польши, Венгрии. Б. В. Волынов - Почётный гражданин городов Иркутска, Калуги, Кустаная, Прокопьевска, Воркуты. В г. Прокопьевске ему при жизни установлен бронзовый бюст как дважды Герою СССР.

Борис Валентинович – активный член иркутского землячества «Байкал» в Москве. С членами землячества неоднократно бывал в Иркутске, встречался с иркутскими студентами, бывал и в районах области.

Александр Фёдорович Полещук

лётчик – космонавт, Герой России

 

75-м космонавтом России и 289-м космонавтом мира стал уроженец Иркутской земли, лётчик-космонавт РФ Александр Фёдорович Полещук.

Александр Фёдорович родился 30 октября 1953 года в г. Черемхово. Саша с детских лет мечтал стать космонавтом и целенаправленно шёл к осуществлению своей мечты. Его увлекала физика и математика -  учился он блестяще. Успевал заниматься в музыкальной школе, аэроклубе, фотокружке. А ещё перечитал все научно-фантастические книги, которые были в черемховских библиотеках. Когда они с матерью, Валентиной Сергеевной, были в Москве, в книжных  магазинах купили очень много книг о космосе.

После окончания в 1971 году средней школы, А. Полещук поступает в Московский авиационный институт им. Серго Ордженикидзе на факультет «Производство летательных аппаратов». После окончания института в 1977 – 1989 гг. работает в научно-производственном объединении «Энергия». Он занимался организацией испытаний инструментов и отработкой внекорабельной деятельности космонавтов по техническому обслуживанию и ремонту орбитальных станций,  разрабатывал и совершенствовал инструменты и приспособления, с которыми космонавты работали в открытом космическом пространстве.

Но Полещук не оставлял надежды стать космонавтом и благодаря своей настойчивости добился того, что в 1989 году его зачислили в отряд космонавтов. С сентября 1989 по январь 1991 Полещук прошёл  общекосмическую подготовку и 1 февраля 1991 года Межведомственная квалификационная комиссия присвоила ему квалификацию лётчика-космонавта. В

1992 году в качестве бортинженера Александр Фёдорович был включён в состав дублирующего российско-французского экипажа. А с 24 января по 22 июля 1993 года он совершил космический полёт в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз ТМ-16» и орбитальном комплексе «Мир». Экипаж «Союза ТМ-16», командиром которого был Г. М.  Манаков, находился в космосе 179 суток 43 минуты 46 секунд. А. Ф. Полещук за это время два раза выходил в открытый космос и в общей сложности провёл там 9 часов 58 минут.

В письме родным из космоса он написал: «Работа космонавта в космосе – это самое интересное, что можно было придумать людям. Тут объединяются разные профессии – и лётчика, и врача, и исследователя по многим направлениям, и даже актёра. Но самое интересное – это перманентная невесомость и изумительные виды Земли». Он говорит, что «наша планета из космоса кажется очень маленькой и очень красивой. И звёзды можно разглядеть гораздо ближе – виден их цвет, глаз различает кольца Сатурна».

Указом Президента РФ от 23 июля 1993 года за успешное выполнение заданий полёта и проявленные мужество и героизм Полещуку Александру Фёдоровичу было присвоено звание Героя РФ с вручением медали «Золотая Звезда».

Второй раз побывать в космосе нашему земляку не удалось, хотя он об этом мечтал. 20 января 2003 года решением Государственной Медицинской комиссии (ГМК) по состоянию здоровья он был признан временно не годным к полётам, а 25 марта 2004 года уволен с должности космонавта-испытателя по выслуге лет.

Работал начальником отдела внебортовой деятельности. В его обязанности входило всё, что связано с поисковыми операциями после приземления, а также техническое обеспечение станции. Помимо звания Героя РФ А. Ф. Полещук награждён офицерским знаком французского ордена «За заслуги».

Дополнительные материалы на сайте о Б.Волынове

 

Дмитрий Юрьевич Кондратьев
Космонавт отряда Роскосмоса, полковник ВВС РФ, бортинженер МКС-26, командир МКС-27

15 декабря 2010 года на космическую орбиту был выведен корабль «Союз ТМА-20» для состыковки с МКС-26/27. Его командир – военный лётчик 1-го класса, космонавт отряда Роскосмоса – Дмитрий Юрьевич Кондратьев.

Он родился в Иркутске 25 мая 1969 года. В 1990 году окончил Качинское высшее военное училище лётчиков имени А. Ф. Мясникова. С 1990 по 1997 годы служил в различных частях воздушных сил России. В декабре 1997 года был зачислен кандидатом в космонавты-испытатели отряда космонавтов РГНИИ центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина. В декабре 1999 года стал космонавтом-испытателем. В эти же годы Дмитрий Юрьевич учится в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики, который окончил в 2000 году, получив квалификацию «Экономист». В мае 2006 года он был направлен в командировку в Космический центр им. Линдона Джонсона (США) в качестве представителя РГНИИ ЦПК им. Ю. А. Гагарина.

В составе экипажа МКС-26/27 американка Кетрин Колман и итальянец Паоло Несполи. Планируемая продолжительность полёта от старта до посадки – 152 суток. Иркутяне надеются, что после полёта Дмитрий Юрьевич посетит наш город. Сейчас они  участвуют в акции, объявленной программой ИГТРК «Вести» - «Задай вопрос космонавту». Лучший вопрос иркутян задаст Д. Ю. Кондратьеву на сеансе связи с МКС-27 А. Ф. Полещук.

Предполагаем, что иркутяне могут задать вопросы о том, как обустроен быт космонавтов на МКС, что они едят, как спят, во что одеваются и как принимают водные процедуры.

Более подробную информацию о звёздном быте можно получить из следующих источников:

Пономарёва В. Как живётся на борту // Энциклопедия для детей. Т. 25. Космонавтика. – М., 2005. – С. 398 – 411.

Якутенко И. Звёздный быт // Мои года. – 2009. – 26 сент. – 3 окт. – С. 22.

Дополнительные материалы на сайте о Д.Кондратьеве

Октябрина Алексеева

Первой женщиной-космонавтом могла стать иркутянка О. Алексеева. Об этом факте рассказала публикация в газете «Копейка» за 4 июля 2007 года.

Октябрина Алексеева окончила химический факультет Иркутского университета в 1960 году. Во время учёбы в университете занималась парашютным спортом, участвовала в чемпионатах России и мира, выполняя одиночные и групповые прыжки. Она совершила 1500 прыжков с парашютом, установила восемь мировых рекордов, была удостоена звания мастера спорта СССР.  Октябрина снялась в фильме «В небе только девушки». На премьерном показе фильма в конференц-зале гостиницы «Россия» в Москве вместе с ней был её парашют.

Чемпионка проходила отборочную комиссию в Звёздном городке, но в отряд космонавтов её не приняли, возможно, потому, что к этому времени она была замужем. Её муж, Михаил, тоже парашютист, жил в Таллине, где и поселилась молодая семья. После 1500 прыжков Алексеева неудачно приземлилась и сломала ногу. После этого она много лет была судьёй соревнований.

Небо и сегодня её влечёт, но здоровье не позволяет прыгать. По воле судьбы она рано овдовела и одна воспитала двоих детей. В настоящее время живёт в Эстонии.

 

 

Создатели ракетно-космической техники

Освоение космического пространства невозможно без технического обеспечения -  разработки и конструирования летательных аппаратов. Наши земляки, иркутяне и жители области, внесли существенный вклад в развитие авиастроения и ракетно-космической техники.

В Иркутске родились авиастроитель Я. К. Гаккель, конструкторы вертолётов М. Л. Миль и Н. И. Камов.

Внесли свой вклад учёные -  уроженцы земли Иркутской, и в создание ракетно-космической техники.

Михаил Кузьмич Янгель

25 октября 1911 в деревне Зыряново Нижне-Илимского района Иркутской области родился Михаил Кузьмич Янгель, будущий конструктор ракетно-космических систем, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического труда СССР.

Семья Янгелей была многодетной: Михаил Кузьмич был в семье шестым ребёнком. В восемь лет он пошёл в Зыряновскую начальную трёхклассную школу. Затем в течение двух лет учился в Нижнеилимске, в посёлке Куйтун, где жила сестра его матери.

Родители Михаила Кузьмича очень хотели видеть своих детей образованными людьми и дети Кузьмы Лаврентьевича и Анны Павловны действительно составили первое поколение советской интеллигенции.

В 1926 году Михаил Кузьмич едет из Сибири в Москву. Он поступает работать на ткацкую фабрику в г. Красноармейске Московской области. В свободное время много читает.

Конец 20-х – начало 30-х годов прошлого века в Советском Союзе было временем бурного развития авиации. Мечтал об авиации и М. К. Янгель.

В 1931 году по путёвке Пушкинского райкома ВЛКСМ он  поступил в Московский авиационный институт. На фабрике гордились тем, что Янгель будет учиться в институте и, направляя его на учёбу, подарили будущему студенту костюм и галстук.

Став студентов МАИ, он много и упорно занимался, отличался незаурядными организаторскими способностями  и активно участвовал в общественной жизни института. Институт был окончен с отличием и  М. К. Янгель стал обладателем диплома инженера-механика. Более десяти лет Михаил Кузьмич работал в конструкторских бюро Н. Поликарпова, А. Микояна, В. Мясищева. Перед Великой Отечественной войной был в командировке в США по отбору и закупке оборудования и авиационной техники.

В 1950 году он окончил Академию авиационной промышленности. С этого времени принимает участие в создании ракетно-космической техники. М.К. Янгель создал новое направление и свою школу в разработке ракет и ракетоносителей различного направления.

Наряду с успешными работами в конструировании ракетной техники случались и неудачи. Одним из печальных событий в жизни Михаила Кузьмича был взрыв ракеты Р-16 во время предстартовых работ. При аварии погибло 100 человек. Как пишет его племянница, Татьяна Яковлевна Янгель, кандидат исторических наук, доцент кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ (Земля Иркутская. – 2006. - № 2), «это произошло 24 октября 1960 года. Партийно-государственное руководство торопило с проведением испытаний, потому что важно было на весь мир заявить, что СССР обладает тяжёлыми межконтинентальными ракетами, каких в мире ещё не было. Н. С. Хрущёв, узнав о случившемся, спросил М. К. Янгеля, почему он остался в живых, когда многие погибли. Неизмеримо трудно было давать ответ. По счастливой случайности в момент взрыва Янгель отошёл покурить.

Михаил Кузьмич очень тяжело переживал эту трагедию. В личном письме коллективу ОКБ он писал: «Хотя непосредственной причиной аварии явилась грубая схемная ошибка, допущенная одной из смежных с нами организаций, мы не можем не считать и себя виновными в последствиях аварии…».

По воспоминаниям сотрудников КБ, работавших с Янгелем, он «был прост, понятен, доступен». «В нём вместе жили и главный и рабочий, - вспоминает профессор В. Михайлов. Он становился, когда нужно, большим начальством и одновременно был товарищем. В его поведении не было фальши, заигрывания. Михаил Кузьмич руководитель нового типа: талантливый конструктор и прекрасный организатор… Михаил Кузьмич не боялся технического риска, и, как правило, риск был оправданным – он приносил успех».

По воспоминаниям Т. Я. Янгель, «став авторитетным учёным, основателем отечественной школы ракетостроения, дважды Героем Социалистического труда, добившись признания в научном мире и за рубежом, Михаил Кузьмич не забывал о своей малой родине. Его приезды были редкими, но оставляли много воспоминаний и впечатлений. Нежно и трогательно он относился к своей матери, интересовался состоянием её здоровья, привозил подарки. Всех родных приглашал в гости в Москву. В общении был прост и обаятелен. Со всеми многочисленными родственниками, от пожилых до маленьких, беседовал заинтересованно и внимательно… Он интересовался жизнью своих сверстников, которые вместе с ним когда-то учились в школе, спрашивал о родных, знакомых…».

Сам Михаил Кузьмич говорил: «У каждого из нас два дома. Маленький – семья, но есть ещё большой. Это наша Родина. Великая, беспредельная страна, в которой мы живём. Это не абстрактное понятие – Родина, а вполне реальные реки, поля, леса, горы. Всю жизнь мы познаём свою Родину, она открывается всё новыми гранями. Однако всегда есть начало этого познания, первый шаг в большой мир. И он начинается там, где ты появился на свет, провёл свои первые годы, получил первые впечатления. Для меня – это Сибирь, для другого – Белоруссия или Украина, Средняя Азия или Север. Не столь важно, где именно ты родился, но в твоей душе обязательно должно быть стремление побывать в краях своего детства. Я не так уж много прожил в Сибири, но всегда себя считал сибиряком и при первой же возможности ездил в Зыряново.»

Он любил охоту, рыбалку, но свободное время случалось не часто. Его родная деревня Зыряново ныне на дне Усть-Илимского водохранилища. Родной дом перенесён в п. Березняки Нижнеилимского района. Он стал музеем Березняковской средней школы. Мемориальную доску на здании школы в октябре 1977 года открыл лётчик-космонавт, Герой Советского Союза Г.С.Титов.

В краеведческом музее г. Железногорска несколько залов посвящены жизненному пути М. К. Янгеля.

Вклад М. К. Янгеля в развитие ракетно-космической техники оценён Государственной и Ленинской премиями, его именем названы улицы в Москве, Братске, Днепропетровске. А ещё есть кратер Янгеля в самом центре видимого диска Луны и пик Янгеля на Памире. Его именем в Нижнеилимском районе назван посёлок, в котором находится горно-обогатительный комбинат, носящий имя конструктора – «Янгелевский ГОК» (ранее Игирминский), который занимается добычей и производством кварцевого песка, востребованного в металлургической промышленности.

Жизнь Янгеля была отмерена с роковой точностью. Он умер в день своего 60-летия, когда в рабочий кабинет с поздравлениями зашёл последний посетитель. Это случилось 25 октября 1971 г.

О жизненном пути конструктора, академика М.К. Янгеля рассказывает книга его верной спутницы, жены И.В. Стражевой «Тюльпаны с космодрома», которая в 1986 году вышла в Восточно-Сибирском книжном издательстве.

 

Роальд Саввович Кремнев

«Я горжусь тем, что родился и вырос на тулунской земле, что моя малая Родина в Сибири». Это слова Роальда Саввовича Кремнева, ветерана космонавтики, Лауреата Государственной и Ленинской премий, Генерального конструтора НПО им. Бабакина, академика Академии космонавтики, Главного советника научно-производственого объединения им. Лавочкина.

Роальд Саввович родился 13 июля 1929 года в г. Тулуне. Его отец – Савва Иванович работал режиссёром-постановщиком в местном Доме Культуры. Необычное имя Роальд объясняется тем, что мать очень хотела, чтобы дети носили имена выдающихся людей и сына назвала в честь известного путешественника, первым ступившего на ледяной континент – Антарктиду – Руаля Амудсена, но ошиблась в произношении и первенец стал Роальдом. Отец Роальда Саввовича скончался рано. К выбору профессии его подтолкнул дядя, брат матери, Иван Васильевич Филлипович, в то время работавший на Иркутском авиазаводе.

После окончания средней школы в 1948 году Кремнев уехал в Казань и поступил учиться в Казанский авиационный институт. Учился Роальд Саввович отлично и, когда ректора Казанского института перевели в Московский авиационный, несколько лучших студентов, в том числе Кремнев, поехали вместе с ним. После окончания МАИ Роальд Саввович работал в НПО им. Лавочкина, занимаясь разработкой новых военных самолётов, зенитных ракет и ракетно-космической техники. Длительное время имя Р.С. Кремнева было засекречено, даже сейчас о нём известно немного.

Он находился в самой гуще событий космической науки, участвовал в разработках космических станций «Мир», «Луна», «Венера», «Марс», принимал участие и в разработке совместного советско-американского проекта стыковки кораблей «Союз» - «Апполон». Часто общался с космонавтами, в особенности с Г. Титовым и А. Леоновым.

Участвовал он и в международном космическом проекте «Вега», имевшем две задачи: изучение атмосферы и поверхности Венеры и исследование кометы Галлея. Вместе с другими участниками проекта Р. С. Кремнев в 1986 году был на приёме в Ватикане: считается, что комета Галлея – это та самая Вифлеемская звезда, которая возвестила волхвов о рождении  Иисуса Христа.

Академик Российской академии космонавтики, кавалер трёх орденов Трудового Красного Знамени, Роальд Саввович, несмотря на возраст, трудится и ныне, являясь консультантом в  разработках различных космических программ.

Кремнев не был в Тулуне с 1951 года.  В Тулуне живёт его сестра. Вместе с местным краеведом Ю. Баландиным они  подготовили небольшую книгу – «Вифлеемская звезда Роальда Кремнева». Книга  была издана к 80-летию учёного -  в 2009 году. В этом же году Р. С. Кремневу было присвоено звание Почётного гражданина г. Тулуна. В городе создан фонд академика Кремнева. Цель фонда -  поощрение денежными премиями и дипломами учащихся, добившихся наилучших показателей в изучении физики и математики. Тулунчане надеются, что мечта Роальда Саввовича посетить Тулун, пройтись по родным местам, осуществится.

Або Сергеевич Шаракшанэ

Або Сергеевич Шаракшанэ - один из создателей противоракетного щита нашей страны.

Он родился 20 декабря 1921 года в деревне Аларь Аларского района в семье учителя. В начале 30-х годов семья переехала в г. Иркутск. В школьные годы он посещал литературный кружок при Дворце пионеров, который вёл И. И. Молчанов-Сибирский. Або Шаракшанэ был самым младшим из ребят этого кружка, которые написали книгу «База курносых» -  книгу о себе, которая была тепло принята М. Горьким.

 

В 1940 году Шаракшанэ окончил Иркутское военное авиационно-техническое училище, участвовал в Великой Отечественной войне. После войны учился в Военно-инженерной академии в Ленинграде,  проявил себя как талантливый военный инженер.

В послевоенные годы возникает новый род войск, который должен был быть противоракетным щитом страны. В него отбираются наиболее подготовленные, подающие надежды кадры военных. В их число попадает и А. С.  Шаракшанэ.

В 1958 году он становится заместителем главного инженера по испытаниям Государственного полигона войск ПВО около озера Балхаш, а через несколько лет - начальник управления на этом же полигоне. Под его руководством проводятся экспериментальные исследования, которые должны были не только обнаружить баллистическую ракету, запущенную с полигона Капустин Яр, но и поразить её. И это было сделано. Поражение баллистической ракеты произошло 4 марта 1961 г. и Н. С. Хрущёв оповестил тогда весь мир, что мы в состоянии и муху в небе сбить.

В 1962 году А. С. Шаракшанэ выдвигается на должность начальника управления специального научно-исследовательского института (СНИИ) Министерства обороны, занимающегося проблемами противоракетной и противокосмической обороны.

Доктор технических наук А. С. Шаракшанэ – автор ряда крупных научных работ, посвящённых системам противоракетной и противокосмической обороны.

В 60-70-е годы XX века учёные СНИИ разработали систему предупреждения ракетного нападения. Важную роль в ней должны были играть радиотехнические узлы, способные обнаружить старт межконтинентальных баллистических ракет. Первые космические ракеты задумывались не для космических полётов, а как оружие, способное нанести ядерный удар. Однако после запуска первых спутников ракетостроение обрело «мирную» профессию -  профессию космического носителя.

А. С. Шаракшанэ с группой сотрудников СНИИ разработал сложнейшую математическую модель, которая содержала параметры ионосферы, учитывала одиннадцатилетний цикл солнечной активности в различные времена года и суток. За эту и другие разработки в 1975 году  А. С. Шаракшанэ присуждается Государственная премия. А ещё ранее, в 1972 году, ему присваивается звание генерал-майор. А. С. Шаракшанэ   в числе авторов крупных научных трудов, подготовленных в СНИИ: «Испытание сложных систем», «Автоматизированные системы управления» и др.

         

Годы идут. В науке, в том числе и военно-космической, идёт обновление кадров. В мае 1983 года генерал-майор А. С. Шаракшанэ уходит в запас, освобождая дорогу молодым. Но то, что он сделал, остаётся важным достоянием науки. Об этом свидетельствуют и высокие оценки правительством его деятельности – государственные награды. К ордену Красной Звезды и медаль «За отвагу», которых наш земляк был удостоен ещё в годы войны, прибавились медали «За боевые заслуги» (1950 г.), «За отвагу» (1954 г.), ордена Красной Звезды (1954 г.), Трудового Красного Знамени (1968 г.), «За воинскую доблесть» (1969 г.), «За службу Родине в Вооружённых Силах» III степени (1975 г.) и «Октябрьской революции» (1982 г.). А в июле 1994 г. ему присваивается почётное звание «Заслуженный деятель науки России».

А ещё в нём не угасала тяга к литературному творчеству. На фронте, в перерывах между боями, он писал стихи. А будучи известным учёным, написал пьесу «Конец Млечного пути» о работе научно-исследовательского института по проектированию космических ракет.

Або Сергеевич ушёл из жизни в 2005 году.

 

Литература о космонавтах и конструкторах космической техники в фонде муниципальных библиотек г. Иркутска:

Волынов Б. В., о нём:

В книгах:

Волынов Борис Валентинович // Большая энциклопедия. Т. 10.– М., 2006.– С. 99 – 100.

Волынов Борис Валентинович // Иркутск: энцикл. слов. – Иркутск, 2006. – С. 69.

Волынов Борис Валентинович // Иркутска гордость и слава. – Иркутск, 2001. – С. 130 – 132.

Волынова Е.И. Я горжусь сыном… : [беседа с матерью космонавта Е.И. Волыновой / записал В. Ивановский] // Иркутск. Три века. – Иркутск, 1986. – С. 478 – 479.

Докучаев Ю. «Готовы. Идём» // Звёздный: сборник. –  М., 1982. – С. 139 – 155.

Сергеев М. Его позывные «Байкал»: стихи // Иркутск. Три века. – Иркутск, 1986. – С. 480.

Публикации в периодике:

Богданов Л. Космическая одиссея космонавта Волынова. Малоизвестные страницы нашего прославленного земляка // Иркутск. – 1996. – 11 окт. – С. 4.

Волынов Б. «Я понимал, что погибну» / беседу с Б. Волыновым записал В. Смирнов. // Байкальские вести. – 2006. – 7-13 нояб. – С. 8.

Гулевский О. Мысли о малой родине // Областная. – 2006. – 29 сент. – С. 3.

Колотушкин М. Космонавт привёз в Иркутск документальный фильм // Областная. – 2006. – 7 апр. – С. 6.

Контышева О. Волынов Борис – космонавт // Копейка. – 2006. – 14 апр. – С. 8.

Смирнов В. С любовью к малой Родине // Байкальские вести. – 2006. – 3-9 окт. – С. 4.

Улыбина Ю. Космонавт – иркутянин родился в рубашке // СМ-Номер один. – 2008. – 10 апр. – С. 1.

Полещук А.Ф., о нём:

Полещук Александр Фёдорович // Большая энциклопедия. Т. 37.– М., 2006. – С. 507.

Дарчук А. Наш земляк выходил в открытый космос // Комсомольская правда. – 2004. – 10 апр. – С. 15.

Кондратьев Ю.Д., о нём:

Иркутянин возглавит экспедицию на МКС // СМ Номер один. – 2010. – 2 дек. – С. 3.

Иркутянин стал командиром космического корабля // Комсомольская правда. Иркутск. – 2010. – 30 нояб. – С. 4.

Янгель М.К., о нём:

Янгель Михаил Кузьмич // Большая энциклопедия. Т. 61. – М., 2006.  – С. 435.

Романов А.П. Михаил Кузьмич Янгель // Конструкторы / А. П. Романов, В. С. Губарев. – М., 1989. – С. 195 – 264.

Стражева И. Тюльпаны с космодрома. – Иркутск, 1986. – 344 с.

Янгель Т.Я. Воспоминания // Земля Иркутская. – 2006. –  № 2. – С. 105 – 106.

Кремнев Р.С., о нём:

Баландин Ю. И. Вифлеемская звезда Роальда Кремнева / Ю. И. Баландин, Э. Н. Собко. – Тулун, 2009. – 7 с.: ил., схемы.

Книга находится в краеведческом отделе ОГУНБ им. И.И. Малчанова-Сибирского.

Шаракшанэ А.С., о нём:

База курносых. – Иркутск: Иркутское кн. изд-во, 1962. – 253 с.

Кузнецов И.И. Один из создателей противоракетного щита Родины // Генералы Земли Иркутской / И.И. Кузнецов. – Иркутск, 1997. – С. 182 – 188.

Хафизов Р.З. Оружие Победы // Славе – не меркнуть, традициям – жить! / Р. З. Хафизов. – Иркутск, 2002. – С. 161 – 162.

 

Информацию о космонавтах и конструкторах ракетно-космической техники можно найти в Интернете:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Волынов Борис Валентинович

http://ru.wikipedia.org/wiki/Полещук Александр Фёдорович

http://ru.wikipedia.org/wiki/Шаракшанэ Або Сергеевич

http://ru.wikipedia.org/wiki/Янгель Михаил Кузьмич

http://ru.wikipedia.org/wiki/Кремнев Роальд Саввович

http://ru.wikipedia.org/wiki/Кондратьев Дмитрий Юрьевич

Составитель:
Римма Михеева
12.04.2010

 

Обсудить этот материал на форуме